mondios (mondios) wrote in drugoe_kino,
mondios
mondios
drugoe_kino

Categories:

Satanás (2007), реж. Andrés Baiz

Так называется фильм, который я вчера посмотрел (чисто случайно). Всё это произошло на самом деле где-то в Мексике (как я понял): ветеран войны во Вьетнаме, работающий учителем английского языка, по какой-то причине вдруг совершает ряд страшных убийств, а потом кончает с собой. (Возможно, впечатление усиливается еще и от того, что не знаешь, чем на самом деле закончится вся эта вначале тихая и странная история — читателям будет уже не так интересно.) Режиссер решил снять психологическую драму, в которой попытался разобраться в мотивах такого поступка. В итоге у него получилась не просто человеческая драма, а совершенно потрясающая аллегория, посредством которой описывается динамика развития зла.

На самом деле зло подобно снежному кому, или, лучше сказать, течению реки. Вначале оно незаметно, оно таится и прячется за внешне оправданными и справедливыми желаниями людей, но само его течение — это неумолимо наступающая стихия, которая постепенно превращается в смысл чьей-то жизни. В фильме рассказаны, собственно говоря, три жизни: молодой женщины, священника и главного героя (учителя). Этих людей никак нельзя назвать злодеями — они просто плывут по течению, уступая тому, что с ними происходит само собой. На мой взгляд, в этом одно из самых важных открытий режиссера: на примере этих трех историй ему удалось показать, что то, как живут эти люди, есть, в общем-то, закон жизни всего нашего мира. Все эти истории в каком-то смысле очень типичны (если не по внешним обстоятельствам, то по внутреннему характеру). В какой-то момент в жизни каждого происходит некое событие (или ряд событий), требующее поступка. Поступок — это перелом, момент истины. И вот людьми, плывущими по течению, в какой-то момент совершаются поступки, которые необратимы. Вряд ли люди, их совершающие, отдают себе отчет в смысле и этих поступков, посредством которых они выбирают не что иное, как свою собственную судьбу. Эта необратимость, с которой наступает зло (будто в тщательно спланированной военной кампании), ужасает своей динамикой — после поступка зло уже не тихое течение реки, а буря и наступление стихий, сметающих на своем пути всё живое.

В фильме важен еще один момент: главный герой, совершивший страшное преступление, рекомендует своей ученице (которую. потом он также убивает) повесть Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Автор видит разгадку произошедшего именно в этой истории (напомню, что у Стивенсона доктор Джекил, добрый и уважаемый человек, путем научных опытов отделяет в самом себе некую злую субстанцию, выродившуюся в мистера Хайда). Однако, как мне кажется, сам же режиссер дал повод к более глубокому пониманию произошедшего.

В фильме довольно ярко показано, каким образом грех (практическое зло) связан со смертью. И, пожалуй, наиболее важным в фильме оказывается образ священника, который также плывет по собственному течению — в итоге его роль в развивающейся трагедии становится ключевой: именно его грех (а грех — тоже поступок) — священник страдает страстью блуда и в какой-то момент решает отказаться от священства — открывает чреду непоправимых убийств. Дьявол, таившийся до этого момента, словно получает санкцию на свободу. И, конечно же, режиссер не случайно, на мой взгляд, ввел в сюжет фильма роль таинственной женщины-колдуньи, сидящей в каком-то заключении (её время от времени навещает священник) и как бы невидимо управляющей всем происходящим. Диалоги священника с ней столько же бессмысленны, сколько и провиденциальны. Они бессмысленны, потому что дьявол не умеет каяться, но всякое общение с ним — лишь соблазн и искушения для священника, и провиденциальны, потому что способны объяснить то, что происходит в реальности этого мира.

По-моему, главный вывод, который можно сделать из всей этой истории (даже если не принимать во внимание присутствие дьявола), состоит в том, что плыть по течению в этой нашей жизни — значит плыть по направлению к смерти, духовной и физической. Если хочешь жить, хочешь остаться человеком, ты должен совершить нечто вопреки тому, что происходит само собой, т.е. вырваться из этого порочного круга, остановить течение. На самом деле, любой человеческий поступок — это поступок вопреки своей природе: в момент, когда ты перешагиваешь через себя, ты перешагиваешь через смерть. Грех и смерть, по мысли режиссера, — связаны законом естественного течения. Человек как бы оказывается на перекрестке: с одной стороны — его собственная природа, с другой стороны — нечто, превышающее его природу. Столкновение неизбежно. Человек — сам есть этот перекресток. Его выбор в конечном итоге остается только за ним. Таким образом, реальность зла — это не мистика и не фантастика; реальность зла равносильна реальности человеческого поступка.

За рамки того круга, в который человека ввергает обыденное течение, можно попытаться вырваться двумя способами. Одним способом — через религиозное обращение, другим способом — через искусство. Первый путь — непонятен, странен и довольно сильно дискредитирован. Но это единственный путь, освобождающий от неумолимого течения. Второй путь — это не выход из реки, несущей к смерти, а просто некая попытка посмотреть на свое греховное плавание через призму символа. Человеку кажется, что описав свой опыт и свою жизнь в этом течении в символической и мифологической форме, он получит освобождение и покой. Но это остается напрасной надеждой, потому что изображение воды на картинке не способно утолить жажду. Смерть не может быть побеждена рассказом о её обыденности и повсеместности, напротив, очень часто она обретает — как это ни странно — привлекательность и таинственную безнадёжную утомлённость бытием...

На мой взгляд, в этой связи, наилучшей иллюстрацией фильма можно было бы назвать вот это (в своем роде гениальное) стихотворение Веры Павловой:

Слава Богу таинственного искусства
вкладывать тело в тело, душу во вдох.
Если так неистовы богохульства,
То каким снисходительным должен быть Бог
Он превратит святотатство в младенческий лепет,
он на уроке творчества в детском саду
слепит из глины и друг к другу прилепит —
как это, дай бог памяти? — хуй и пизду.


Какой путь выбирает режиссёр? По-моему, у него удалось сочетать два способа: показать через искусство путь религиозного освобождения от власти смерти.

Да, еще добавлю, что может показаться, что фильм о бессмысленности существования. Но он как раз о его смысле, на мой взгляд. Поэтому фильм светый и обнадёживающий. Всем верующим (и особенно священикам) смотреть обязательно.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments