oleg_butenko (oleg_butenko) wrote in drugoe_kino,
oleg_butenko
oleg_butenko
drugoe_kino

Category:

Anna Karamazoff. К 20-летию шедевра

Фильм 1991 года, режиссер Рустам Хамдамов, в главных ролях: Жанна Моро, Петр Мамонов, Елена Соловей, Эммануил Виторган, Юрий Соломин и др., продолжительность - 123 мин., СССР – Франция.

Должен признаться, я основательно клевал носом, когда смотрел этот фильм. Поскольку он никогда не демонстрировался в кинотеатрах (разве что в 1991 году на Каннском фестивале), и доступна только его подпорченная VHS-копия, то каждый раз после очередного «клевка» я отматывал назад. Так что просмотр двухчасового фильма у меня растянулся на 3 часа. Я, конечно, понимаю: мифопоэтика, сюрреализм, Томас Манн, Кафка, Фриц Ланг и т.п., но все-таки от двухчасового фильма ожидаешь какого-то действия. Концентрации внимания также не способствуют невнятные диалоги и загробная мелодия.

Но! Такой дремотный просмотр фильма отнюдь не влияет на его восприятие: согласно некоторым теориям, миф является порождением пограничного состояния сознания, которое, скажем так, вальсирует между реальностью и сном или реальностью и галлюцинациями, вызванными как психосоматическими расстройствами, так и принятием галлюциногенов. Поскольку режиссер занимается мифотворчеством в стиле «Улисса» (не к ночи будь помянут), дремлющее, размякшее сознание зрителя сливается с мифотворящими сознаниями главных героев и образует с ними одно вязкое целое.

Нельзя, конечно, сказать, что фильм абсолютно лишен сюжета, но этот сюжет построен по принципу нитки с жемчугом: несколько киноновелл объединены похождениями главной героини, которая неизвестно откуда взялась, что ей нужно и куда она в итоге делась.

Фильм насыщен многочисленными аллюзиями на знаменитые киноленты прошлых лет: Веру Холодную, «Рабу любви», «Обыкновенное чудо» и даже «Место встречи изменить нельзя». Некоторые аллюзии настолько убедительны, что в какой-то момент начинает казаться, что смотришь эпизод, скажем, говорухинского «Места встречи», и участие в фильме Натальи Фатеевой (Соболевской) делает эту аллюзию законченной. Правда, в следующем эпизоде все опять соскальзывает в сюрреализм. Очевидно, это такой прием режиссера: артисты играют не только свои роли, но и самые запомнившиеся роли, сыгранные ими в других фильмах: раба любви Елена Соловей – Веру Холодную, Юрий Соломин – Адъютанта его превосходительства, Светлана Немоляева – Оленьку из «Служебного романа» (да-да, есть там и такие аллюзии) и т.д.

Самое прикольное – в главной роли снялась Жанна Моро; следует отметить, что эта рафинированная француженка с ее богемными ужимками в фильме Хамдамова смотрелась весьма органично. Представляете, слово «жопа», вложенное в уста этой любимицы Антониони и Трюффо?! Но, говорят, во время демонстрации фильма на Каннском фестивале Жанна Моро несколько раз громко и настойчиво произнесла еще одно духоподъемное слово - «merde».

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments