Cценарий Маниш Пандеу
Оператор Джейк Полонски
Производство Working Title Films
Страна Великобритания,
Франция
Длительность 106'
Год 2010
Cсылка на рецензию на фестивале ММКФ
http://www.moscowfilmfestival.ru/miff33/films/?id=33192
Полный зал, IMAX, конкурс документального кино. Читаем цитату: «Документальный фильм об одном из лучших гонщиков за всю историю Формулы-1 – Айртоне Сенне».
С предвкушением я шел на этот фильм. Даже уговорил своего друга, далекого от мира формулы 1 пойти со мной, чтобы у него появилось представление о моем хобби. Как он потом точно подметил, я не понял в чем собственно велик Сенна. И это действительно так. Притом, что современные документальные фильмы, современные технологии позволяют в очень точном графическом аспекте, показать самые сложные для постижения нюансы не только в научных сферах, но и любых сложных технологий. Самое парадоксальное, что фильм даже не отразил собственно мира «цирка» как такового. С экрана несутся нарезки с камеры Сенны, какие-то цифры, но обывателю даже не пояснено, что такое отставание на 1-2 секунды в формуле. Дальше больше. Мир пилотов, в котором Сенна и добывал себе славу, тоже не отражен.Кто такие эти пилоты, которые являются чуть ли не элитой и с точки зрения подготовки, испытываемых нагрузок итд сравнимы с летчиками истребителей, космонавтами наконец –тоже не ясно. Самое поразительное, что ни слова об особенностях стиля вождения, прохождения траекторий итд-тоже молчок. Как же тогда понять, чем Сенна отличается от других гонщиков? Примечательно, что даже прорывы и победы Айртона на мокрых трассах, идут без малейшего пояснения. Почему же он-таки человек дождя? Ведь и другие пилоты ехали по тем же мокрым трассам.
В фильме достаточно много кадров, причем не редких нисколечко, отражающих дискуссии Проста с Сенной. Профессор, профессор то, профессор поэтому-то…но!, ни разу не было даже сказано слово «Волшебник»!!! Это по-моему для фильма про Сенну, совсем уже перебор. Я даже как-то и не удивился, что в титрах в конце фильма последним указанным персонажем является Прост…Н-да…
Ни о количестве первых поулов у Волшебника, ни о прочих деталях- ни слова. Нарезки из телепрограмм, да и прочие кадры-не сквозят новизной. Мы видели это все по сто раз. Самое обидное, что даже то, что ни разу ни слова о том, что Сенна в отличие от многих входил в число тех пилотов, кто стал одним из первых интересоваться техническими деталями автомобилей. Ни слова о роли картинга. Иными словами, не найдено ничего интересного, сплошная сентиментальная ерунда. Так ведь еще если и покопаться, режиссер не смог показать ни эмоциональные стороны Сенны. В каком-то смысле, Айртон был аутист и полностью был поглощен стремлением совершенствоваться, все личное уходило на второй план. Он стремился никак не афишировать свою личную жизнь, притом что он был в каком-то смысле и мечтой многих женщин на планете. А тут прям чуть ли не бабник. Незачет..незачет..незачет. Отобраны не самые интересные гонки, вдобавок ко всему. Гибель же Сенны растянута на столько, но при этом нет ответа или количество версий, что с ним произошло. Даже в том, что за разбивающимся в Тамбурелло Сенне ехал Шумахер, как-то ни слова. А ведь это даже как-то символично. Это моего друга вообще вогнало в ступор.
Более или менее живо была показана первая победа волшебника в Бразилии. Однако что такое ехать больше десятка кругов на шестой передаче, тоже обывателю не понятно. Приведена цитата Айртона о том, что больше всего ему нравился картинг, пока не был коммерциализирован автоспорт. Не знаю….так и хочется сказать, что это какой-то распил бабла на деньги Лотуса. Ничего не сказано о масштабах Формулы 1 нынешней, прошлой, о двигателях о командах….итд. итп. Простите, можно было взять и снять документалку об одной гонке Сенны и показать весь накал, куда более было бы интересно. Зато…зал в итоге превратился с сборище плачущих представительниц прекрасного пола. Не знаю, но ни кому бы я не посоветовал идти на этот фильм. Как сказал друг, ну я понял что он был мужик хороший. Мы потом долго бродили и я пояснял то один момент, то другой. Мы пришли к выводу, что документальные фильмы о спортсменах так нельзя снимать. Представляете, если снять фильм про Пеле и ни разу не пояснить о технике, финтах итд….
В конце идет фраза о том, что Сид, стал следить за безопасностью и никто из гонщиков, больше не погиб. Вы уж извините, но что было для этого сделано? Ни о капсулах, ни о прочих введенных требованиях по безопасности.
Очень досадно и действительно обидно, а самое главное, что этот фильм не породит новых поклонников этого вида спорта.
Community Info