Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Category:

33-й ММКФ: революция он-лайн


В отличие от прошлогодних фестивалей, досыта пичкавших нас мелкотемьем, камерностью и бесконечным исследованием "индивидуального психологизма",  ММКФ-33 можно с полным основанием назвать прорывным.  На моей памяти это первый кинофорум с таким высоким содержанием не просто  остросоциального, а подлинно коммунистического, революционного, национально-освободительного кино    -     то, что раньше пряталось в спецпрограмме "Социалистический авангардизм",  знакомившей с кинонаследием первой половины 20 столетия, выплеснулось  равномерно по всем номинациям и выглядит достойнейшей альтернативой пластмассовому, целлулоидному миру Голливуда.  Революционная традиция 19 века переплетается с антиколониальным, национально-освободительным ветром 1960-х и перекидывает мостик в сегодняшнее антиимпериалистическое  бурление Европы, Латинской Америки, арабского Востока.  Носителем какого бы мировоззрения ни был современный режиссер,  избежать этой тематики удается лишь создателям фэнтези и мультиков,  а не замечать того, что происходит на улице, значит окончательно уйти в параллельную реальность....

Сегодняшнему испанцу, можно сказать,  и выдумывать ничего не надо,  революция пришла к нему под окна, и для того, чтобы её снимать, можно не утруждать себя  вымучиванием сценариев, а спокойно переквалифицироваться в документалиста и снимать виды с собственного балкона.  Тем не менее для испанского кинематографа всегда характерно обращение к бывшему колониальному наследию, и испанка Исиар Больяин  в своей ленте "Они продают даже дождь"  тесно сплетает вымысел и реальность, показывая перекличку эпох.



"Они продают даже дождь"   -   только на первый взгляд "кино про кино", а на самом деле    -    пример остросоциальной, антиимпериалистической кинозарисовки, пропагандистской в лучшем смысле этого слова.     Испанская съёмочная группа в условиях жесткого бюджетного дефицита снимает фильм о завоеваниях Колумба.  Поскольку денег в обрез, а жадные продюсеры скандалят из-за каждой копейки, грозя свернуть съёмки,  дорогущая Мексика отпадает, и группа отправляется в Боливию   -  самую бедную и самую "индейскую" страну региона.  В роли молодого режиссера Себастьяна   -     главная замануха для девушек-блондинок, зеленоглазый душка Гаэль Гарсиа Берналь:)), и поначалу создается впечатление, что сюжет будет выстроен вокруг конфликта творчески одержимого режиссера и брутального, прижимистого продюсера с бритой башкой и глазами бездушного хищника (блестящий Луис Тосар).  Примечательно, что для Себастьяна Колумб  -  не первооткрыватель и миссионер, несущий свет цивилизации, а жестокий оккупант, истребляющий аборигенов:   трактовка, кажущаяся нам столь естественной и чуть ли не единственно возможной,  для испанского кинематографиста    -    уже  акт гражданского мужества, поверьте:).  Съемочная группа проводит кастинг и набирает массовку из местного индейского населения Кочабамбы, центра одной из боливийских провинций.  На одну из главных ролей уговаривают самобытного и яркого  Даниэля, представителя народности кечуа, поломавшего весь ход кастинга и покорившего кинематографистов естественностью и харизмой.


До этого момента у зрителя складывается ощущение, что испанка Исиар Больяин сняла этакий испанский ответ панфиловскому "Началу", но тут в творческую атмосферу съёмочной площадки вторгается жестокая реальность.  Те, кто следит за мировыми новостями, безусловно, помнят это слегка мультяшное название "Кочабамба" по острым и трагическим событиям одиннадцатилетней давности, когда в 2000 году Кочабамба стала центром борьбы за воду    -    после вынужденной приватизации Международным Валютным Фондом системы водоснабжения города, когда цены на воду в одночасье взлетели втрое, что для огромного количества индейских семей оказалось вопросом выживания и привело к крупнейшим народным выступлениям и жестокой борьбе   (кстати, в ходе этой борьбы получило боевое крещение "Движение за социализм",  впоследствии приведшее к власти Президента Эво Моралеса).  Накал сопротивления был настолько острым, что через несколько месяцев правительство было вынуждено снять военное положение и заблокировать приватизацию.  
Сцены уличных боёв сняты настолько жизненно, что кажутся документальными; не удивлюсь, если Исиар Больяин чередует постановочные сцены с хроникой реальных сражений.  Надо ли говорить, что фаворит и талисман съемочной группы Даниэль оказывается лидером борющегося профсоюза, гражданским активистом, выводящим соплеменников на борьбу с губительной силой глобализации?...  Он постоянно арестовывается  властями,  режиссер с продюсером выкупают его из тюрьмы, ибо съемки вожделенного фильма под угрозой, а гримерам каждый раз приходится творить чудеса, поскольку после каждого пребывания в полицейском участке лицо Даниэля превращается в кровавую кашу.  На все мольбы кинематографистов поберечь себя и не лезть на передовую (хотя бы на время съемочного процесса:)) Даниэль лаконично отвечает:  "Вода   -     это жизнь.  Тебе не понять..."
В один прекрасный момент полиция соглашается отпустить активиста из застенков только на съемку очередного эпизода,  под честное обещание киношников после съемок доставить бузотера обратно в каменный мешок.  Читатель ждёт уж рифмы "розы", предвкушая, как  сентиментальный интеллигент левых взглядов Себастьян будет сопротивляться бритому цинику-продюсеру, для которого, казалось бы, не существует ничего, кроме личной выгоды и прагматического расчета, но не тут-то было    -    Больяин опрокидывает все клише и ломает стереотипы. Когда шальная пуля ранит дочь Даниэля, и съемочная бригада оказывается перед выбором, продолжать ли съемку в более безопасной провинции или прорываться в больницу в эпицентре боёв, тонкая натура Себастьяна требует спасать фильм,  а лысый куркуль-продюсер, ко всеобщему удивлению, рвется спасать попавшего в беду человека... 

Для нас, привыкших к мрачной киночернухе, в которую превратился реализм, и отвыкших от хэппи-эндов,  финал фильма кажется слащаво-карамельным      -    мы ведь знаем, что зло всегда лучше организовано и у него больше денег, а добро никогда не побеждает....  Это бы было именно так, если бы мы не знали о том, что борьба Кочабамбы за воду В РЕАЛЕ закончилась победой индейской бедноты над всемогущими транснациональными корпорациями, и это коренным образом меняет восприятие фильма. Это высококачественное, доброе, подвижническое кино,  которое одновременно можно смотреть и как сентиментальную мелодраму, и как учебный фильм для гражданского активиста и  уличного бойца, с правильно расставленными акцентами и одновременно лишенное ложной нравоучительности и схематизма.  Весьма рекомендую. 

А теперь перенесемся в пространстве, но не во времени     -     действие фильма 71-летнего ливанца Мунира Маасри  "Улица Ювелена"  происходит, как и в фильме испанки Больяин, на рубеже тысячелетий, в начале нулевых, и посвящено борьбе молодых ливанцев     -    студентов экономического факультета  Университета Святого Иосифа (именно на бейрутской улице Ювелена и располагается университетский кампус)    -    против сирийского проникновения в страну, за независимость Ливана.
 


Фильм Маасри    -   яркий пример того, как исторический контекст влияет на угол зрения:).   Если на прошлогоднем ММКФ  "Улица Ювелена" воспринималась бы совершенно однозначно, то сегодня, на фоне антисирийской операции Мирового Зла, при всей симпатии к справедливой  ливанской борьбе за независимость,  никак не отделаться от подспудного ощущения кукиша в кармане     -    этакий вклад в антиасадовскую кампанию:(.   Для того, чтобы восстановить слегка нарушенный этический баланс, организаторам ММКФ было бы достаточно всего лишь включить в программу фестиваля какую-нибудь сирийскую картину, но когда наш киноистеблишмент заботился не о ложной политкорректности,  а о реальном политическом такте и дипломатии, пусть даже в киноискусстве?:(...

В общем, эти претензии совсем не к Маасри и его фильму.  Первое, что поражает воображение   -  сугубо молодежный стиль и взгляд автора, и если бы с афиш на нас не смотрел убеленный сединами дедок, то вполне можно было подумать, что фильм снимался молодым режиссером, специализирующимся на молодежных комедиях и фильмах о проблемах полового созревания   -   молодость духа, граничащая с инфантилизмом.  Помимо традиционных для жанра фильмов о революции проблем,    -   мужество и предательство, верность принципам и конформизм, готовность идти до конца и малодушие   -    автор концентрируется на проблемах возрастной психологии, первой любви, первого секса, ревности и т.п.  В глаза бросается исключительная для арабской страны свобода нравов и гендерных отношений    -  недаром Бейрут называют арабским Парижем: подчеркнутая сексуальность женских нарядов,  далекое от монашеского поведение,  девственность как архаизм, и весь этот праздник юной плоти тесно переплетен с политической реальностью, весьма далёкой от праздничной.  Когда герои тащат по лестнице общежития увесистые чемоданы,  строгий комендант вопрошает:  "Флаги? Листовки?", и ему не приходит в голову, что внутри спрятаны сложенные вчетверо девушки, которых по-другому никак не привести к себе и не оставить на ночь...

Гомерически хохотала над мудацкой фестивальной критикой, ухитрившейся описать "Улицу Ювелена" как "фильм из жизни мусульман":))). Кем надо быть, чтобы не просечь, что Университет Святого Иосифа   -  христианский?...

Резюме фильма оригинальностью, прямо скажем, не подкупает: если есть в стаде паршивая овца, то это непременно представитель творческой профессии. Предателем оказывается самый гуманитарий из всех гуманитариев (фильм про студентов-экономистов)    -   журналист-фотограф.....

Интересно было в кулуарах фестиваля наблюдать за молодежной командой ливанских актеров:))))  -  если на экране они были внешним олицетворением раздолбайства в футболках и потертых джинсах, то в коридорах ММКФ рассекала группа подтянутых набриолиненных юношей и фемин в абсолютно одинаковых тёмно-синих костюмах:))   -   обычно так выглядят северокорейские группы, моментально выделяемые глазом из общей толпы... 
Tags: 2011, ММКФ
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments