Московский Международный кинофестиваль всегда славился сильнейшей программой документального кино - в предыдущие годы документальные ленты, многие из которых становились отдельным кинособытием (чего стоят, например, "Адвокат террора", "Дэниэл Эллсберг - самый опасный человек в Америке", "Согласные на всё изменяют мир" и др.) вполне себе затмевали художественные картины, и организация самостоятельного конкурса кинодокументалистики просто напрашивалась. В 2011-м, слава Богу, голос разума был услышан организаторами, и документалисты впервые соревнуются в борьбе за награды (спасибо Григорию Либергалу и всем, кто отвечает за эту фестивальную номинацию). Что же касается меня, то в этом году документалистика практически прошла мимо - программа игрового кино нынешнего ММКФ настолько разнообразна и интересна, что поглотила всё моё время и внимание. Увиденное за эти годы позволяет вывести забавную тенденцию - грань между игровым кино и документалистикой постепенно стирается, что в отношении средств художественной выразительности, что в отношении проблематики. Многие игровые ленты производят впечатление документальных, даже если не содержат прямых документальных вкраплений, а некоторые документальные фильмы смотрятся абсолютной фантастикой, и невольно начинаешь искать в титрах список ролей и актёров...
Не сочтите за кощунственный юмор, но о чёрной Африке что не сними, всё будет казаться мрачной фантастикой, триллером и антиутопией - смотришь реальные кадры руандийского геноцида, а в подсознании вертится мантра : "это же не может быть правдой, это же кино!" Увы, реальность зачастую гораздо богаче и мрачнее наших представлений о ней:((. Лента американских документалистов Даниэль Анастасьон и Эрика Штраусса "Искупление голозадого Генерала" о наводившем во время гражданской войны 1979 - 1996 гг. в Либерии леденящий ужас "генерале" Джошуа Милтоне Блайи - предводителе "Армии Голозадых" - лишена режущего глаз натурализма: зрителя явно щадят, показывая не сами кошмары, а лишь рассказы о них. Такая нарративность объясняется лишь давностью лет и несовершенством технологий (сегодняшнее зверьё всех цветов и рас вовсю снимает свои подвиги на мобилки и прочие гаджеты, и недостатка в документальных свидетельствах уже не бывает), но она отнюдь не притупляет впечатление, совсем наоборот - уж больно силен контраст между тем, о чем говорят герои, и тем, что видишь на экране.
Зацените красавчика! Генерал Голая Задница (прозван так потому, что и сам, и боевики его армии сражались, имея на себе лишь ботинки и автомат, а некоторые, будучи одетыми, обнажали лишь означенную часть тела, представьте себе картинку, однако) наводил на соотечественников мистический ужас своей неуязвимостью (он и его головорезы верили, что лишь голожопых хранит Бог) и патологической жестокостью: по его собственным словам, он сам со своими ближайшими подручными истребили более 20 тысяч человек. Всего в ходе войнушки, в которой, как это часто бывает в Африке, не разберёшь, кто кого режет, погибло более 250 тысяч человек - около 8% населения страны. Итак, каждый десятый из них - на счету нашего героя, неплохой такой урожай.
Фильм начинается кадрами проповеди чернокожего пастора в протестантской церквухе. К подобным пасторам и всякого рода сектантам, в совершенстве освоившим медитативные, а где-то и гипнотические техники - приёмы оболванивания и запудривания мозгов - мы давно привыкли. Стилистически такие "церкви пришествия Христа" ничем не отличаются от жульнических шаек, выставляющих своих адептов на бабки под видом "многоуровневого маркетинга" - те же заклинания-мантры, те же примитивные два притопа - три прихлопа, те же "лекторы" с безумным взглядом и поставленным голосом, те же придурковатые, легковнушаемые слушатели с вытаращенными глазами и полуоткрытым ртом. Чернокожий протестантский проповедник - это ни кто иной, как экс-голожопый генерал Блайи, легко и ненавязчиво переквалифицировавшийся в
Самое поразительное в этом фильме - не чудесное "перерождение" дьявола, а реакция несчастных, которые в абсолютном большинстве плачут, обнимаются со своим мучителем и торжественно прощают его. Дико смотреть на женщину, у которой Голозадый убил мужа и сжёг заживо двоих малышей, на девочку с вытекшим от удара Голозадого глазом, на его бывшего бодигарда в инвалидной коляске, которому Голозадый генерал прострелил обе ноги и оставил умирать в запертом помещении (ноги пришлось ампутировать, и в камеру широко улыбается безногий человеческий обрубок), дарящих отморозку примирительный поцелуй .... "Простите меня, давайте забудем, верьте во Христа", - говорит людоед с крестом на пузе. И они прощают, растроганные - "для меня большая честь, что ты сам пришел попросить прощения"....
Нет, всё-таки я чего-то в этой жизни не понимаю. Что это - доброта, фатализм, святость, всепрощение, глупость, идиотизм???... У нас бы этот красавчик долго бы по земле не ходил.... Неужели не найдется человека, который не станет глупо лыбиться, а просто молча осуществит возмездие, сделает то, что в других традиционных обществах считал бы своим долгом совершить каждый неотомщённый?... Эти кадры поражают воображение куда больше сцен натуралистической жестокости.
Примечательная деталь: для особо отмороженных зверств Блайи предпочитал вооружать и обучать детей - дети зачастую зоологически жестоки. На вопрос журналиста, как он натаскивал на убийства маленьких зверёнышей, Блайи отвечает: "Сначала показывал им голливудские фильмы, боевики....."
Скажите, что вы теперь думаете, увидев протестантского священника, на все лады голосящего "Аллилуйя!"?... Поскреби любого пастора - найдешь оборотня, недвусмысленно намекают нам создатели картины.
Community Info