В этом году к традиционно сильной внеконкурсной программе "Свободна мысль" добавился еще и документальный конкурс.
И там, и там я бывал урывками, но практически все, что видел, было хорошо. Например, в конкурсе - "Рамин" (Аудрюс Стонис)
и "В ад и обратно" (Данфунг Деннис). Первый - грузино-литовско-латышский про дедушку - бывшего чемпиона мира по дзю-до, второй - американский, о ветеране афганской войны.
"Рамин" - фильм трогательный, поэтичный, такая кинопоэма о молодом душой деде 73 лет. Яркие характеры, смешные моменты. "В ад и обратно" - полная противоположность.
Режиссер провел несколько недель с подразделением, которое бросили в самое пекло - на юг, в районы, где "Талибан" очень силен, он снимал прямо на передовой, под обстрелами; а потом выделил среди морпехов главного героя, сержанта Харриса, и продолжил его снимать уже и после того, как Харрис, получив тяжелое ранение, отбыл домой. Получилась очень жесткая, очень цепляющая история о потсовенном синдроме, о мире и войне: Харрис покалечен не столько физически, сколько маорльно, а финал, где вместо кадров режиссера вмонтирована съемка с камеры самого Харриса в момент получения ранения, просто потрясает.
В "Свободной мысли" запомнился "Навстречу вечности" (Михаэль Медсен, Дания-Финляндия-Швеция) - о том, что будет, когда хранилище ядерных отходов, которое высекли глубюоко в скале, будет закупорено. Авторы задаются по сути умозрительным вопросом: что будет через 10000 лет, как передать потомкам информацию, что это место опасно, что здесь не следует копать(ся)? Немного, конечно, надуманно, но понравилась вот такая странная трансформация - проблема экологии вдруг становится проблемой языка.
А действительно, то, что мы оставим как информацию, будет понятно через 100000 лет?
У режиссер "Катьки" Хелены Тржештиковой - самый трудоемкий метод из всех возможных: она находит персонажа с трудной судьбой еще в подростковом возрасте и затем снимает его на протяжении десятилетий, а затем монтирует фильм из полученного материала. Наркоманку Катьку она снимала с 19 до 32 лет, и в итоге сделала настоящую драму о саморазрушении когда-то светлой и красивой девушки. При этом режиссер держит объективистскую интонацию, нигде не допускает оценочных суждений, но и простой фиксацией ее фильм тоже не назовешь. Финал, когда Катька, уже просмотревшая фильм, просит с экрана прощения в брошенной ею дочери, пронимает до самого сердца.
"Положение среди звезд" (также "Свободная мысль", Леонард Ретель Хельмрик, Нидерланды) - про индонезийскую христиано-мусульманскую семью - снято так, что местами кажется, что это на самом деле игровое кино, умело стилизованное под документ. Все характеры полнокровные и выпуклые, ситуации очень дсотоверные, вся натура - и сельская, и городская - схвачена с красочностью необычайной. Вот честное слово, один такой неигровой фильм десяти игровых стоит.
В "8 1/2", где собраны фестивальные хиты, показали "Уходи, Рене" - второй фильм американца Джонатана Кауэтта. Как и его предыдущий - абсолютно автобиографичен и практически ничем от предыдущего не отличается. Разве что в предыдущем фильме он рассказывает, как мама и бабушка с дедушкой воспитывали его с помощью карательной психиатрии, а в этом он уже везет к себе домой свою больную шизофренией мать. Стиль у него - смесь суровой документалистики, интеллектуального китча, клипового мелко нарезанного монтажа и обильных титров. Парень не без таланта, но всю жизнь снимает один фильм, да и снимает так, словно роман пишет. Такой себе битник от кинематографа. Не мое кино, но должно быть и такое.
Это так, к сведению Если кто в Москве - наведаетесь на фестиваль, посмотрите неигровые фильмы. С большой долей вероятности - не пожалеете.
Завтра черкну пару слов о "Карлосе" и о конкурсе - в нем вдруг обнаружился очень прилично сделанный, да еще и российский фильм.
Спасибо за внимание.
Community Info