Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

33-й ММКФ: "Чернокожая Венера" Абдуллатифа Кешиша



 
Только в 1935-36 годах в Европе были ликвидированы последние клетки с неграми в зоопарке   –   в Базеле и Турине. До этого белые люди охотно ходили смотреть на чёрных в неволе (а также на индейцев и эскимосов).

Чаще всего смотрители зоопарков размещали в клетках т.н. «этнографические деревни»   –   когда в вольерах размещались сразу несколько чёрных семей.
Как правило, негры долго не жили в условиях европейских зим. К примеру, известно, в зоопарке Гамбурга с 1908-го по 1912 годы в неволе умерло 27 негров.

Сейчас это уже трудно себе представить, но в Америке на чернокожего как на зверя смотрели ещё дольше,  вплоть до последней четверти 20-го столетия     -   что уж говорить о старушке-Европе наполеоновских времен, а именно тогда разворачивается действие громадной трехчасовой ленты французского режиссера Абдуллатифа Кешиша  "Чернокожая Венера".  Кешиш, этнический араб тунисского происхождения, стал любимцем французской киноакадемии после картины "Кус-кус и барабулька", оторвавшей четырех Сезаров и все возможные призы Венецианского кинофестиваля, но похоже, весьма ненадолго      -    любовь европейского киноистеблишмента переменчива и непостоянна, как майское солнышко:  "Чернокожую Венеру"  французская критика не просто проигнорировала и обнесла наградами, а устроила ей настоящую обструкцию, а Кешиш, прекрасно сознававший, чем для него чреват подобный фильм, рискует превратиться из фаворитов в изгоя.  Европейские жлобы  с короткой исторической памятью, разумеется, поспешили обвинить режиссера в апологии черного расизма, назвали фильм "мучительным по форме и оскорбительным по содержанию" и навесили на него ярлык "кино не для всех".



С последним, безусловно, трудно поспорить     -     кино, что называется, на грани переносимости, и выдержать три часа тяжелого, физиологически отвратительного зрелища человеческих страданий и впрямь непросто   -    зал ММКФ, поначалу заполненный под завязку,   -   народ висел чуть ли не на люстре     -     к середине опустел наполовину.  Те же,  кто выдержал, выходили в конце разбитыми и придавленными,  но при этом с осознанием того, что "......Венера"  Кешиша     -  не провокация и не эпатаж,  а  всего-лишь фильм-напоминание белому человеку,  давно ли он сам перестал быть животным.  Настоящее животное   -   не кривляющаяся в клетке на потеху белому господину черная женщина с огромными ягодицами и отвисшими половыми губами  (стеатопигия и "готтентотский передник"     -     отличительные особенности койсанских женщин, бушменок и готтентоток),  а  белокожее существо во фраке или турнюрах, делающее живого человека рабом своих постыдных инстинктов.
Фильм основан на реальной истории   -     на самом деле, подобных историй была масса (ясно просматривается отсылка, например, к фильму Дэвида Линча "Человек-слон"), но в данном случае основой служит реальная биография  южноафриканки Сары Баартман, рано потерявшей ребенка и брошенной мужем чернокожей служанки предприимчивого африканера, который вывозит её в Европу в надежде разбогатеть.  Сара выступает в шоу уродов, наряду с дрессированными животными,  а в конце "выступлений" (от неё требуется изображать дикарку, кусаться и демонстрировать свою диковинную анатомию)  бесцеремонной публике позволяется её трогать, щупать, делать ей больно    -     собственно, 90% экранного времени составляет откровенно-натуралистическая, крупным планом, мучительно долгая и отвратительная демонстрация этих  "выступлений".  Сара (поразительная роль Яхимы Торрес, бушменки, встреченной Кешишем на улице    -   сам режиссер признавался, что профессиональной актрисы он на эту роль никогда бы не нашел) выдерживает этот ежедневный кошмар с внешним безразличием, притупляя эмоции алкоголем и кокаином, но иногда слезы наворачиваются на глаза    -    не тогда, когда её мучают белокожие обезьяны-зрители, и не тогда, когда её избивает очередной хозяин, а  в основном когда ей напоминают об умершем ребенке...  

Само собой разумеется, что хозяев Сары неоднократно пытались привлечь к суду  (уже тогда идеи расового равенства носились по Европе, и прогрессивно мыслящие борцы с расизмом, инициирующие судебное преследование торговцев живым товаром, находились всегда),  но зло оставалось юридически неуязвимым     -    у девушки был заключен контракт, в котором значилось, что между партнерами все происходит сугубо по добровольному согласию, без принуждения, и в судах она идентифицировала себя отнюдь не как жертву глумления и издевательств, а как актрису, соблюдающую условия договора.  Самое интересное, что и сегодня, по прошествии двух столетий,  до неузнаваемости изменивших общественную мораль, с правовой точки зрения практически ничего не изменилось     -     и если сегодня, например, в любой точке земного шара вы увидите, например, шоу с глумлением над инвалидом, человеком с физическими недостатками или просто жестокими моральными издевательствами,  подвергнуть выродков судебному преследованию будет крайне трудно: в отличие от шагнувшей вперед морали, юстиция по-прежнему удерживает крайне низкий предел дозволенного.

  Кешиш старается документально следовать биографии героини    -   её короткая жизнь состояла из шоу фриков, затем её перепродали для участия в оргиях богатых извращенцев в парижских аристократических салонах, а после и вовсе в анатомический театр Французской Королевской Академии наук, в качестве наглядного пособия для студентов.  Дни свои Сара Баартман  закончила в борделе,  заразившись сифилисом, после чего была анатомирована, и её заспиртованные нестандартные гениталии, кстати, лишь недавно перестали экспонировать в Академии.  Парадоксально, но не с уличным зверинцем и не с оргиями белых извращенцев связаны самые трагические и безнадежные эпизоды фильма, а именно с пребыванием девушки в стенах Академии наук, где светила тогдашней антропологии выносят ей безапелляционный вердикт, относя  к разряду высших обезьян  (причем выводы делаются, не только на основе расовых особенностей фенотипа, но и, якобы, на основе анализа строения мозга)     -     и вот в этом и есть ужас безнадежности:  человек всегда низок, но наука должна трансфрмировать сознание, а она на службе инстинктов белого двуногого зверя...

Несомненно, Кешиш влепил увесистую оплеуху не белой расе, как утверждают европейские жлобы всех цветов и мастей, а растленному и прогнившему обществу потребления,  миру  обскурантизма и предрассудков,  низменных страстей и  обуревающей власти денег.  Фильм "Чернокожая Венера" трудно рекомендовать к просмотру, решайте сами.  Я бы назвала картину рискованной:   не удивлюсь, если сторонники черного апартеида будут размахивать фильмом, как флагом       -    оправдать их будет трудно, а понять вполне можно.  На их стороне   -  копившаяся столетиями генетическая память, и самое страшное то, что деление двуногими тварями себе подобных на людей и нелюдь отнюдь нельзя считать анахронизмом....

А Яхиме Торрес я бы смело вручила приз за лучшую женскую роль     -    для меня сниматься в таком кино было бы равнозначно моральному подвигу...
Tags: 2011, ММКФ
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments