В наше время постмодерна зритель настолько остофигел от выдаваемых за кино хоум-видео, снятых дрожащей камерой, что любой приличный костюмный фильм про "те времена", любой мало-мальски смотрибельный байопик обречен на успех. Ну уж если не у зрителя, - зритель смотрит "трансформеров", а не байопики, - то у критики гарантированно. Австрийско-немецкий фильм Кристофа Штарка "Табу. Душе не место на Земле" - именно такой добротный костюмный фильм, сочетающий в себе достоинства и недостатки различных жанров - тут и от байопика, и от исторического фильма, и от психологической драмы, и софт-порно, и даже не софт-, в общем, всего понемножку.
Причудливое название ленты - это строчка из стихотворения австрийского поэта начала прошлого столетия Георга Тракля, и если рядовой российский зритель вряд ли что-то о нем знает, то для австрияка или немца это подлинный поэтический классик, проживший, как и наш российский классик первого ряда, всего 27 лет. Наивно было бы предполагать, что в центре картины муки творчества или судьба литературного наследия поэта. Из нынешних биографических фильмов мы всегда узнаем, с кем и как спал писатель (поэт, музыкант, художник), какие имел анатомические особенности и вредные привычки, какие детские травмы повлияли на его шаткую психику (подростковый энурез, нелюбовь родителей, раннее растление), как свел счеты с жизнью (известно, что великие в своих постелях не умирают). Законы сегодняшнего кинопроката таковы, что если твоя фамилия не Ханеке и не фон Триер, кассу собрать можно лишь вплетя в ткань киноповествования либо тему педофилии, либо инцеста. Натуралистические сексуальные сцены оставляют ощущение некоторой избыточности:), но в художественном отношении придраться действительно не к чему:).
Итак, об инцесте:). Сюжет фильма строится вокруг запретной, греховной связи Тракля с родной сестрой Гретой - в их случае это не проявление безответственной распущенности, а глубокая, испепеляющая страсть двух людей, считающих себя единым целым. Но если со стороны Греты (Пери Баумайстер) это любовь жертвенная, альтруистическая, то Тракль (Ларс Айдингер) выглядит в фильме законченным эгоистом и вообще личностью премерзкой - сумасбродный кокаинист, доведший себя пагубными страстями до несовместимых с жизнью хворей и распада личности, слабохарактерный лузер-неудачник, весь фильм вымучивающий тонюсенький поэтический сборник, который бы без помощи и участия Греты никогда бы не увидел свет, агрессивный, закомплексованный и жалкий социопат. Весь фильм не покидает ощущение, что где-то "дурят нашего брата", потому что такое отталкивающее чудовище в принципе полюбить невозможно, а у реального Тракля, помимо беззаветно любящей женщины, был широкий круг читателей и поклонников, целая плеяда талантливых друзей (с тем же Оскаром Кокошкой, вопреки версии режиссера, Тракль сблизился отнюдь не на почве болтовни о подлой женской сущности).
Разумеется, ничего не говорится в фильме и о том, что Тракль героически воевал в Первую мировую, ухаживал за ранеными поляками в госпитале и о других малозначащих, с точки зрения авторов, деталях. По версии режиссера, и Георг, и Грета (бывшая, кстати, в последние годы своей короткой жизни женой композитора Брукнера) покончили с собой, хотя в случае Тракля вернее было бы употребить выражение "погиб от передоза".
Рекомендуется смотреть: признанным и непризнанным гениям, людям, переживающим депрессию и расстройства личности различной природы (в том числе алкогольной и наркотической), любителям немецкой порнографии, немецкой поэзии, Blut und Boden и Volksgeist`а.
Не рекомендуется смотреть: поклонникам консервативных ценностей, большой патриархальной семьи и аллеманофобам.
Да простят меня Алла Гербер и все сотрудники фонда "Холокост", но на означенную тему столько всего уже снято, что практически любой новый фильм будет оставлять ощущение вторичности. Исчерпав тему преступления немцев перед евреями (тут сколько-нибудь отличных друг от друга трактовок быть не может), европейские кинематографисты взялись за тему куда более болезненную и взрывоопасную - коллаборационизм, пособничество соотечественников нацистам в "окончательном решении еврейского вопроса", взаимоотношения евреев с титульным населением. Вспоминается единственный по-настоящему удачный фильм нелюбимого мною режиссера Дмитрия Астрахана "Из ада в ад", где пережившие немецкий ад евреи возвращаются в родную Польшу и начинается второй круг ада, уже польский. В фильме Розелин Бош "Облава", рисующем масштабную картину парижского гетто и мытарств людей с желтыми звездами на одежде между концлагерями, немцев вообще практически не видно - какие-то силуэты, ходульные фигуры на заднем плане. Весь набор присущих Катастрофе ужасов исходит от родных соотечественников, начиная от вишистских предателей и заканчивая последним лагерным охранником с французским именем и фамилией. Справедливо ли в данном случае смещены акценты, трудно сказать.
В отличие от многих лент на трагическую тему, "Облава", да простят меня её создатели, не цепляет:( - фильм кажется неоправданно приглаженным и слащавым. Глядя на румяных, кровь с молоком детей в безупречно белых рубашечках (это в концлагере-то), доброго коменданта лагеря, периодически треплющего детишек по щечкам и угощающего их яблоками, еле сдерживаешься, чтобы не закричать "Не верю!"(с). Самые симпатичные детишки, разумеется выживут - либо сбегут сами, либо лохи-фашисты их потеряют по дороге, а главное, авторы не допускают и появления такой нелепой мысли, что именно с этими детьми что-то может в принципе случиться. О страшной участи большинства узников мы узнаем только из финальной сцены, а до этого наивные персонажи не верили в то, что билет им выписан только в один конец, и, похоже, это неверие передалось от героев картины к её создателям, добавляя приторной сиропности-карамельности. Ситуацию не спасает даже звездный состав исполнителей - Жан Рено, Мелани Лоран, Гад Эльмалех, разумеется, способствуют картине "многим к украшенью", но от этого она не перестает быть проходной, не становится кинематографическим событием.
зато придётся вступить в полемику: Очень однобокие оценки. На мой взгляд, дело, скорее, не в эгоизме и альтруизме - и Георг, и Грета - вели себя и как эгоисты, и как альтруисты, - а в рациональной и иррациональной(эмоциональной) сторонах души. Рационально оба понимали, что этим отношениям нет места на Земле. Иррационально - теряли контроль над собой, превращаясь то в ангелов-муз, то в ангелов-мстителей.
Георг, как более рациональный в периоды "просветления", пытается преодолеть греховные узы, пытается устроить и свою жизнь, и жизнь сестры, проявляя скорее не альтруизм, но заботу и благоразумие. Однако, действительно, хлеб поэта - чувства, иррациональное. И ему самому в рациональном находиться очень трудно. Именно поэтому у него ничего не выходит с аптекарской ремеслом.
А любовь Греты не выглядит такой уж альтруистичной, если вспомнить, как она умела сделать больно - доходя до чудовищных, в общем-то, поступков.
Фильм, вообще, во многом о боли - испытываемой лично и наносимой другому. Боль - движитель всего фильма, энергия, обуславливающая развитие сюжета, отношения между героями (не только главными - "никто не уйдёт необиженным")
а иррациональное - оно тёмное и у него, и у неё.
причём, животная иррациональность более проявлена как раз в Грете. Георг ещё как-то пытался сопротивляться пагубной страсти.
Ваш билетик у меня, кстати. Лучше бы его забрать сегодня до 21-00 или завтра, как удобней
Пол-фильма я тоже грешил на переводчиков и на режиссёра. Но в финальных титрах ясно было написано. Уж не знаю, вымышленный ли персонаж или нет.