?

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
33-й ММКФ: третий фестивальный день
Я
kolobok1973 wrote in drugoe_kino


В наше время постмодерна зритель настолько остофигел от выдаваемых за кино хоум-видео, снятых дрожащей камерой,  что любой приличный костюмный фильм про "те времена",  любой мало-мальски смотрибельный байопик обречен на успех.   Ну уж если не у зрителя,    -  зритель смотрит "трансформеров", а не байопики,    -   то у критики гарантированно.   Австрийско-немецкий фильм  Кристофа Штарка  "Табу. Душе не место на Земле"     -   именно такой добротный костюмный фильм, сочетающий в себе достоинства  и недостатки различных жанров   -   тут и от байопика, и от исторического фильма, и от психологической драмы, и софт-порно, и даже не софт-,  в общем, всего понемножку.



Причудливое название ленты    -    это строчка из стихотворения австрийского поэта начала прошлого столетия Георга Тракля, и если рядовой российский зритель вряд ли что-то о нем знает, то для австрияка или немца это подлинный поэтический классик, проживший, как и наш российский классик первого ряда, всего 27 лет.  Наивно было бы предполагать, что в центре картины  муки творчества или судьба литературного наследия поэта.  Из нынешних биографических фильмов мы всегда узнаем, с кем и как спал писатель (поэт, музыкант, художник), какие имел анатомические особенности и вредные привычки, какие детские травмы повлияли на его шаткую психику  (подростковый энурез, нелюбовь родителей, раннее растление), как свел счеты с жизнью (известно, что великие в своих постелях не умирают).  Законы сегодняшнего кинопроката таковы, что если твоя фамилия не Ханеке и не фон Триер,  кассу собрать можно лишь вплетя в ткань киноповествования либо тему педофилии, либо инцеста.  Натуралистические сексуальные сцены оставляют ощущение некоторой избыточности:),  но в художественном отношении придраться действительно не к чему:).

Итак, об инцесте:). Сюжет фильма строится вокруг запретной, греховной связи Тракля с родной сестрой Гретой    -    в их случае это не проявление безответственной распущенности, а глубокая, испепеляющая страсть двух людей, считающих себя единым целым.  Но если со стороны Греты (Пери Баумайстер)  это любовь жертвенная, альтруистическая,  то Тракль  (Ларс Айдингер)  выглядит в фильме законченным эгоистом и вообще личностью премерзкой    -  сумасбродный кокаинист, доведший себя пагубными страстями до несовместимых с жизнью хворей и распада личности,  слабохарактерный лузер-неудачник, весь фильм вымучивающий тонюсенький поэтический сборник, который бы без помощи и участия Греты никогда бы не увидел свет, агрессивный, закомплексованный и жалкий социопат.  Весь фильм не покидает ощущение, что где-то "дурят нашего брата", потому что такое отталкивающее чудовище в принципе полюбить невозможно, а у реального Тракля, помимо беззаветно любящей женщины, был широкий круг читателей и поклонников, целая плеяда талантливых друзей (с тем же Оскаром Кокошкой, вопреки версии режиссера, Тракль сблизился отнюдь не на почве болтовни о подлой женской сущности).

Разумеется, ничего  не говорится в фильме и о том, что Тракль героически воевал в Первую мировую, ухаживал за ранеными поляками в госпитале и о других малозначащих, с точки зрения авторов, деталях.  По версии режиссера, и Георг, и Грета (бывшая, кстати, в последние годы своей короткой жизни женой композитора Брукнера) покончили с собой, хотя в случае Тракля вернее было бы употребить выражение "погиб от передоза".  
Рекомендуется смотреть:  признанным и непризнанным гениям,  людям, переживающим депрессию и расстройства личности различной природы (в том числе алкогольной и наркотической), любителям немецкой порнографии,  немецкой поэзии, Blut und Boden и Volksgeist`а.
Не рекомендуется смотреть:  поклонникам консервативных ценностей, большой патриархальной семьи и аллеманофобам.




Да простят меня Алла Гербер и все сотрудники фонда "Холокост",  но на означенную тему столько всего уже снято, что практически любой новый фильм будет оставлять ощущение вторичности.  Исчерпав тему преступления немцев перед евреями (тут сколько-нибудь отличных друг от друга трактовок быть не может),  европейские кинематографисты взялись за тему  куда более болезненную и взрывоопасную   -    коллаборационизм,  пособничество соотечественников нацистам в "окончательном решении еврейского вопроса",  взаимоотношения евреев  с титульным населением.  Вспоминается единственный по-настоящему удачный фильм нелюбимого мною режиссера Дмитрия Астрахана  "Из ада в ад",  где пережившие немецкий ад евреи возвращаются в родную Польшу и начинается второй круг ада, уже польский.  В фильме Розелин Бош  "Облава",  рисующем масштабную картину парижского гетто и мытарств людей с желтыми звездами на одежде между концлагерями,  немцев вообще практически не видно   -   какие-то силуэты,  ходульные фигуры на заднем плане.  Весь набор присущих Катастрофе ужасов исходит от родных соотечественников, начиная от вишистских предателей и заканчивая последним лагерным охранником с французским именем и фамилией.  Справедливо ли в данном случае смещены акценты, трудно сказать.

В отличие от многих лент на трагическую тему,  "Облава", да простят меня её создатели, не цепляет:(    -   фильм кажется неоправданно приглаженным и слащавым. Глядя на румяных, кровь с молоком детей  в безупречно белых рубашечках (это в концлагере-то),  доброго коменданта лагеря, периодически треплющего детишек по щечкам и угощающего их яблоками, еле сдерживаешься, чтобы не закричать "Не верю!"(с).  Самые симпатичные детишки, разумеется выживут   -     либо сбегут сами, либо лохи-фашисты их потеряют по дороге, а главное, авторы не допускают и появления такой нелепой мысли, что  именно с этими детьми что-то может в принципе случиться.  О страшной участи большинства узников мы узнаем только из финальной сцены,  а до этого наивные персонажи не верили в то, что билет им выписан только в один конец, и, похоже, это неверие передалось от героев картины к её создателям, добавляя приторной сиропности-карамельности.  Ситуацию не спасает даже звездный состав исполнителей     -    Жан Рено, Мелани Лоран, Гад  Эльмалех, разумеется, способствуют картине "многим к украшенью", но от этого она не перестает быть проходной, не становится кинематографическим событием.        
Tags: ,


promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
ну вот, и мне писать не придётся )))
зато придётся вступить в полемику:
Но если со стороны Греты (Пери Баумайстер) это любовь жертвенная, альтруистическая, то Тракль (Ларс Айдингер) выглядит в фильме законченным эгоистом и вообще личностью премерзкой - сумасбродный кокаинист, доведший себя пагубными страстями до несовместимых с жизнью хворей и распада личности, слабохарактерный лузер-неудачник, весь фильм вымучивающий тонюсенький поэтический сборник, который бы без помощи и участия Греты никогда бы не увидел свет, агрессивный, закомплексованный и жалкий социопат.
Очень однобокие оценки. На мой взгляд, дело, скорее, не в эгоизме и альтруизме - и Георг, и Грета - вели себя и как эгоисты, и как альтруисты, - а в рациональной и иррациональной(эмоциональной) сторонах души. Рационально оба понимали, что этим отношениям нет места на Земле. Иррационально - теряли контроль над собой, превращаясь то в ангелов-муз, то в ангелов-мстителей.

Георг, как более рациональный в периоды "просветления", пытается преодолеть греховные узы, пытается устроить и свою жизнь, и жизнь сестры, проявляя скорее не альтруизм, но заботу и благоразумие. Однако, действительно, хлеб поэта - чувства, иррациональное. И ему самому в рациональном находиться очень трудно. Именно поэтому у него ничего не выходит с аптекарской ремеслом.

А любовь Греты не выглядит такой уж альтруистичной, если вспомнить, как она умела сделать больно - доходя до чудовищных, в общем-то, поступков.

Фильм, вообще, во многом о боли - испытываемой лично и наносимой другому. Боль - движитель всего фильма, энергия, обуславливающая развитие сюжета, отношения между героями (не только главными - "никто не уйдёт необиженным")

С последним не поспоришь:), а вот уравнивать их я бы не стала - игра не была равна:)... Впрочем, я давно заметила такой тренд в изображении отношений - светлое, разумное женское начало и темное, иррациональное мужское. Иногда с этим перебарщивают, как мне кажется:)

разумное женское в этой ленте я не заметил.
а иррациональное - оно тёмное и у него, и у неё.
причём, животная иррациональность более проявлена как раз в Грете. Георг ещё как-то пытался сопротивляться пагубной страсти.

Это да. Сопротивляться она не пыталась, наоборот - отдалась волнам:).
Ваш билетик у меня, кстати. Лучше бы его забрать сегодня до 21-00 или завтра, как удобней

О, ну по поводу режиссеров, сознательно вытаскивающих на экран только грязь из жизни человека, о котором снимают - так пороть их розгами и вон, вон - в сад! А вообще, вот скажите, это что, сейчас в современном кинематографе сверхзадача такая - показать, какое человек унылое дерьмо ничтожное, а? Или у всех творцов разом случился кризис, а это единственное, на чем ездиь получается?)))

Как сейчас модно говорить, "тренд такой"(с)

(Deleted comment)
Кстати да. В фильме был профессор Альберт Брюкнер, а не композитор Антон Брукнер.

Пол-фильма я тоже грешил на переводчиков и на режиссёра. Но в финальных титрах ясно было написано. Уж не знаю, вымышленный ли персонаж или нет.

Да, именно Брюкнер. Брукнер же умер, когда Грете было 5 лет:)

  • 1