Дарья Митина (kolobok1973) wrote in drugoe_kino,
Дарья Митина
kolobok1973
drugoe_kino

Categories:

33-й ММКФ: третий фестивальный день



В наше время постмодерна зритель настолько остофигел от выдаваемых за кино хоум-видео, снятых дрожащей камерой,  что любой приличный костюмный фильм про "те времена",  любой мало-мальски смотрибельный байопик обречен на успех.   Ну уж если не у зрителя,    -  зритель смотрит "трансформеров", а не байопики,    -   то у критики гарантированно.   Австрийско-немецкий фильм  Кристофа Штарка  "Табу. Душе не место на Земле"     -   именно такой добротный костюмный фильм, сочетающий в себе достоинства  и недостатки различных жанров   -   тут и от байопика, и от исторического фильма, и от психологической драмы, и софт-порно, и даже не софт-,  в общем, всего понемножку.



Причудливое название ленты    -    это строчка из стихотворения австрийского поэта начала прошлого столетия Георга Тракля, и если рядовой российский зритель вряд ли что-то о нем знает, то для австрияка или немца это подлинный поэтический классик, проживший, как и наш российский классик первого ряда, всего 27 лет.  Наивно было бы предполагать, что в центре картины  муки творчества или судьба литературного наследия поэта.  Из нынешних биографических фильмов мы всегда узнаем, с кем и как спал писатель (поэт, музыкант, художник), какие имел анатомические особенности и вредные привычки, какие детские травмы повлияли на его шаткую психику  (подростковый энурез, нелюбовь родителей, раннее растление), как свел счеты с жизнью (известно, что великие в своих постелях не умирают).  Законы сегодняшнего кинопроката таковы, что если твоя фамилия не Ханеке и не фон Триер,  кассу собрать можно лишь вплетя в ткань киноповествования либо тему педофилии, либо инцеста.  Натуралистические сексуальные сцены оставляют ощущение некоторой избыточности:),  но в художественном отношении придраться действительно не к чему:).

Итак, об инцесте:). Сюжет фильма строится вокруг запретной, греховной связи Тракля с родной сестрой Гретой    -    в их случае это не проявление безответственной распущенности, а глубокая, испепеляющая страсть двух людей, считающих себя единым целым.  Но если со стороны Греты (Пери Баумайстер)  это любовь жертвенная, альтруистическая,  то Тракль  (Ларс Айдингер)  выглядит в фильме законченным эгоистом и вообще личностью премерзкой    -  сумасбродный кокаинист, доведший себя пагубными страстями до несовместимых с жизнью хворей и распада личности,  слабохарактерный лузер-неудачник, весь фильм вымучивающий тонюсенький поэтический сборник, который бы без помощи и участия Греты никогда бы не увидел свет, агрессивный, закомплексованный и жалкий социопат.  Весь фильм не покидает ощущение, что где-то "дурят нашего брата", потому что такое отталкивающее чудовище в принципе полюбить невозможно, а у реального Тракля, помимо беззаветно любящей женщины, был широкий круг читателей и поклонников, целая плеяда талантливых друзей (с тем же Оскаром Кокошкой, вопреки версии режиссера, Тракль сблизился отнюдь не на почве болтовни о подлой женской сущности).

Разумеется, ничего  не говорится в фильме и о том, что Тракль героически воевал в Первую мировую, ухаживал за ранеными поляками в госпитале и о других малозначащих, с точки зрения авторов, деталях.  По версии режиссера, и Георг, и Грета (бывшая, кстати, в последние годы своей короткой жизни женой композитора Брукнера) покончили с собой, хотя в случае Тракля вернее было бы употребить выражение "погиб от передоза".  
Рекомендуется смотреть:  признанным и непризнанным гениям,  людям, переживающим депрессию и расстройства личности различной природы (в том числе алкогольной и наркотической), любителям немецкой порнографии,  немецкой поэзии, Blut und Boden и Volksgeist`а.
Не рекомендуется смотреть:  поклонникам консервативных ценностей, большой патриархальной семьи и аллеманофобам.




Да простят меня Алла Гербер и все сотрудники фонда "Холокост",  но на означенную тему столько всего уже снято, что практически любой новый фильм будет оставлять ощущение вторичности.  Исчерпав тему преступления немцев перед евреями (тут сколько-нибудь отличных друг от друга трактовок быть не может),  европейские кинематографисты взялись за тему  куда более болезненную и взрывоопасную   -    коллаборационизм,  пособничество соотечественников нацистам в "окончательном решении еврейского вопроса",  взаимоотношения евреев  с титульным населением.  Вспоминается единственный по-настоящему удачный фильм нелюбимого мною режиссера Дмитрия Астрахана  "Из ада в ад",  где пережившие немецкий ад евреи возвращаются в родную Польшу и начинается второй круг ада, уже польский.  В фильме Розелин Бош  "Облава",  рисующем масштабную картину парижского гетто и мытарств людей с желтыми звездами на одежде между концлагерями,  немцев вообще практически не видно   -   какие-то силуэты,  ходульные фигуры на заднем плане.  Весь набор присущих Катастрофе ужасов исходит от родных соотечественников, начиная от вишистских предателей и заканчивая последним лагерным охранником с французским именем и фамилией.  Справедливо ли в данном случае смещены акценты, трудно сказать.

В отличие от многих лент на трагическую тему,  "Облава", да простят меня её создатели, не цепляет:(    -   фильм кажется неоправданно приглаженным и слащавым. Глядя на румяных, кровь с молоком детей  в безупречно белых рубашечках (это в концлагере-то),  доброго коменданта лагеря, периодически треплющего детишек по щечкам и угощающего их яблоками, еле сдерживаешься, чтобы не закричать "Не верю!"(с).  Самые симпатичные детишки, разумеется выживут   -     либо сбегут сами, либо лохи-фашисты их потеряют по дороге, а главное, авторы не допускают и появления такой нелепой мысли, что  именно с этими детьми что-то может в принципе случиться.  О страшной участи большинства узников мы узнаем только из финальной сцены,  а до этого наивные персонажи не верили в то, что билет им выписан только в один конец, и, похоже, это неверие передалось от героев картины к её создателям, добавляя приторной сиропности-карамельности.  Ситуацию не спасает даже звездный состав исполнителей     -    Жан Рено, Мелани Лоран, Гад  Эльмалех, разумеется, способствуют картине "многим к украшенью", но от этого она не перестает быть проходной, не становится кинематографическим событием.        
Tags: 2011, ММКФ
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments