kozhevnikov_r (kozhevnikov_r) wrote in drugoe_kino,
kozhevnikov_r
kozhevnikov_r
drugoe_kino

Categories:

"Нефть" / "There will be blood" (США, 2007), реж. Пол Томас Андерсон


 

«There will be blood» - «И будет кровь» - это строчка из библейского псалма. Кино серьёзное, долгое, гипнотическое, и является новым шагом в киноискусстве в жанре драмы, новым языком жизнеописания времени. Умеренным киноманам его пропустить грех. Шедевр-современник, бодрящий кровь и порох. Посмотрите, хотя бы из-за энергетики Дэниэла Дей-Льюиса, которая зарядит вас на новую рабочую неделю.

 

 

- Я есть Третье Откровение

 

Эпос. Потому что даёт ощущение столетнего прошлого, той эпохи и того общества, его порядка, обычаев и устремлений. Кино с уважением к истории: здесь нет правых и виноватых, моральной точки, нет позиции над-персонажами. Ибо запечатлена не сцена из жизни, а жизнь. Очень ёмко и густо передано американское общество 20 века. Как  капиталистическая цивилизация восточного побережья с железной жадностью рвётся и завоёвывает запад, пока не доходит до океана. Перед нами История в действии. Она, циничная, враждебная людям, бесстыдная и не брезгливая, красивая в человеческих глазах. История как проявление, как часть Природы, как одна из её высших форм, чуть повыше человека.

 

Эпос. Потому что здесь участвуют герои. Это сплошная схватка всех героев со всеми посреди стихии Истории, и восстание героя против самой Истории. Завораживающий  Дэниэл Плейнвью с прищуром «сам себе на уме» - один из победителей этой борьбы. Колоритный Герой, каких почти и нет в плёнках. Одиссей, дух бунта, гордыни, жадности. Победивший, но не смирившийся, не унявший свой голод, а потому не достигший дома.

 

Эпос. Потому что поэзия. И дураки те, кто убил название произведения. «И будет кровь» - это псалом, а псалом это песнь, это стих, поэзия. И это главное, поэзия это ткань повествования. Поэзия грубоватая, неявная, но это именно поэтический кинематограф, здесь основа сплошь символична, а рассказ рифмован. Поэзия качается к нам через скважину кадра.

Поначалу фильм о другом, о тех самых нефтепромыслах. О труде человека. Минуты, сцены, всю завязку это один фильм, с каким-то еле дрожаще чувствующимся подтечением, выражающимся в музыке, похожей на Шнитке в «Агонии», в себе-на-уме прищуре Дениэла. Чувствуется, что что-то здесь не так, что-то идёт в невидимом плане, что-то что "there will be" - "здесь будет", какое-то не пóнятое столкновение, скрытый покуда конфликт.

 

1. "Гордый сын этих холмов, который идёт дорогой отцов своих и потом скажете моё имя".

2. "Меня зовут Генри. - И что? - Я Генри. Я Генри Плейнвью... (и снова)- Кто ты? - Генри".

3. "Дамы и господа, вы должны согласиться с тем, что я Нефтяник" - при пересмотре понимаешь, что Дэниэл претендовал на это слово с большой буквы. Приплюсуйте все эти вопросы о семье в деловых переговорах. "Мы семейное предприятие".

4. "А я даже не знаю кто ты, потому что в тебе нет ничего от меня."

 

... и далее, и далее. При повторном просмотре видно, как каждая фраза соткана на дело общего узора и не является только местным диалогом. Фильм отражается в отдельной сцене, и в сцене отражается весь фильм.

 

Борьба за Имя. При том, что никто законного права на Имя не имеет. Претензия на Имя. Покушение на Имя. А многие носят не свои имена. Если Имя твоё подлинное, то с тобой можно иметь дело - заметьте, что никто по сути не обсуждает бизнес-детали сделки, а только подлинность Имени. Сама подлинность Имени уже является сделкой, без всяких дальнейших напрягов.

 

Дэниэл Плейнвью восстал, присвоил себе имя Нефтяника. И действительно стал Нефтяником. Self-made man. Он перегнал конкурентов и скупил земли, освоил нефтедобычу с пустого кармана. Он победил титана Standard Oil во главе с самим Джоном Рокфеллером, первым миллиардером мира! Дело в том, что это был такой Газпром американский, спрут-монополист, сросшийся с государством. И чтобы задавить конкурентов, Рокфеллер скупал железные дороги, устанавливал монополию цен на перевозку нефти. Ну, вы знаете – Набукко, Северный поток, Южный поток. Кто владеет сетями – тот владеет рынком. Гений Дэниэл Плейнвью победил в этой заведомо неравной войне. Как вы видели в фильме, он всеми правдами-и-неправдами скупил полоску земли до Тихого океана и в транспортировке нефти уже не зависел от Standard Oil. Оценили масштаб героя? В драматичный момент бизнеса, когда успех дела был 50/50, конкурент ему предложил продать бизнес за $ 1 млн, но Дэниэл проявил характер, выдержку и выиграл всё.

 

Самозванец «Генри Плейнвью» присваивает Имя, покушается на него. За что и несёт ответственность, суровое, но совершенно в духе своего времени, возмездие. Хотел наглой хитростью бизнес вытащить прямо из-под задницы, за что и был убит. Кто ручится, что эта пригретая на груди змея не отравила бы нашего Дэниэла в дальнейшем? А вы заметили, как тепло отнёсся Дэниэл к этому самозванцу? Он ради него подвинул в бизнесе своего давнего компаньона и даже «сына» готов был задвинуть. Он на самом деле хотел семейный бизнес и разделил бы власть с Генри. Потому что Имя.

А приёмного сына H.W. он в итоге изгоняет – потому что H.W. – не его кровь, не его Имя, он лжесын для него, его и зовут то только инициалами, как робота какого-то. «Я благодарю Господа, что вовремя узнал тебя в себе» отвечает и уходит искать собственную удачу H.W. Этот немой (*привет Новому Немому кинематографу http://kozhevnikov-r.livejournal.com/2605.html ) мальчик – это будущее, которое не укоряет отца, а признаёт, не укоряет Судьбу, Историю, Бога, а благодарит. И этим делает самый важный шаг в развитии. Он не восстаёт против Истории, а принимает её и он, кажется, будет здесь единственным не одиноким и счастливым.

 

Илия Сандей тоже покушается на Имя, на Имя Проповедника, даже Пророка. Ведёт войну за власть и паству против своего соперника. И терпит поражение. А не надо было выёживаться и так далеко заходить. Его армия – патриархальное общество пионеров-переселенцев. За Плейнвью же наступающий капитализм и 20 век. В котором Дэниэл «равно признающий все религии J», верящий только в самого себя, более уместен и конкурентно-и-жизнеспособен, чем тот, кто оказался лжепророком. Илия восстаёт против движения Истории, прогресса. Он хочет расширить паству за счёт рабочих с нефтепромысла. Но настают новые времена, в которых центром поселения становится не храм, а нефтяная вышка. Он пытается подчинить себя Плейнвью, причастить его святой водой. Но Плейнвью уже сам принял крещение водой, но водой Тихого океана, по которому вскоре поплывёт продаваемая им нефть. Этой солёной, разжигающей жажду, не способной удовлетворить, жадной, подобно 20-му веку, водой. Илия сам отрёкся от своего Бога и назвал себя лжепророком, сам признал поражение в битве с Дэниэлом. И был убит за посягательство на Имя. Воздаяние своего рода.

 

Как уже упоминал в Речи короля (kozhevnikov-r.livejournal.com/tag/king%27s%20speech– Имя для англичан не пустой звук. «To be or not to be» - это и есть вопрос принять или нет Имя. И следовательно всю полноту ответственности за него. Собственно Имя и является Человеком, а не мешком костей, ходящим по земле.

 

Герой Дэниэла Дей-Льюиса, под конец охватываемый чем-то сродни николовского безумия в "Сиянии", грандиозен. Забивая Илию, Дэниэл Плейнвью произносит: «Я есмь третье откровение», и, забив, провозглашает последнюю фразу истории «I’m finished» - «Я свершил». Сравните с посмертным «it’s finished» - «свершилось» Христа. Опять же – вот она неуёмная гордыня самопровозглашения. Я! Право имеющий. Сейчас он победитель, Большая История была его союзницей. Он теперь добился богатства, он над людьми, они слишком мелки для него и он признается, что их не любит. В чём есть своя справедливость. Но в итоге он одинок и несчастен. Как практически все вокруг. Но он же герой. Где его победа, где его счастье и очаг? Он умрёт и рухнет его империя, превратится в нефть, как древние папоротники, и другие поколения будут выкачивать своё богатство из его остатков. Но, как я и показывал выше, у него есть моральный кодекс, он не убивает невиновных, он жесток ровно в меру своего времени. Если б не такие люди, не родилось бы наше поколение. Это они свершали великие стройки и разрушения 20 века. Смотрите, какими были наши предки.

***

 

Музыку к фильму написал Джонни Гринвуд из Radiohead.

 

Во время съемок в Техасе по соседству братья Коэны ваяли свой фильм «Старикам тут не место». В день съемок пожара на нефтяной вышке Пол Томас Андерсон и его команда так увлеклись процессом, что гигантское облако дыма добралось до территории Джоэла и Итана. Это вынудило братьев прервать съемки до следующего дня, пока весь дым не рассеялся. Чёрный дым, который видно в "Стариках" — как раз от этой вышки.

 

Коэновский «Старикам тут не место» - это тоже часть стиха.

 

***

 

Продолжительность: 2:40

Жанр: эпическая драма.

Автор: Пол Томас Андерсен, 07

http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/196604/

http://www.exler.ru/films/17-07-2008.htm 

Tags: Пол Томас Андерсон
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments