Римайер (rimeyer) wrote in drugoe_kino,
Римайер
rimeyer
drugoe_kino

Categories:

Ханна. Совершенное оружие / Hanna (2011)

Белокурая бестия

– Камилл упражняется,– сказал Горбовский. – Я
примерно представляю, зачем ему понадобился этот раскол.
Видимо, его занимает вопрос об эволюции человека, и он строит
модели. Синтез логика и эмоциолиста представляется ему, вероятно,
как новый человек, который уже не будет человеком.
Аркадий и Борис Стругацкие, «Далекая радуга»

В основе всех этих благородных рас просматривается
хищный зверь, роскошная, похотливо блуждающая
в поисках добычи и победы белокурая бестия…
Фридрих Ницше, «К генеалогии морали»


В избушке посреди бескрайней зимы жила-была девочка Ханна. По настоянию папы она все время тренировалась – в беге, борьбе, науках и свежевании тел. Однажды девочка нашла передатчик с красной кнопкой, которую папа не велел нажимать, пока она не будет готова. Но Ханна не утерпела и нажала кнопку. В избушку пришли люди в маскхалатах, которые унесли Хану к страшной женщине с огненными волосами. Эту женщину – по имени Марисса Виглер – Ханна должна убить.

Новый Джо Райт – изобретательный боевик ницшеанского толка, полный символизма и изумительных съемочных планов (Драка на парковке! Смерть на карусельке! – и всё такое).
Ханна (великолепно-потусторонняя Сирша Ронан) показывает класс в драках, стрельбе и беготне, и выглядит совершенством. И, несмотря на ироничные интонации и легкомысленные напевы в мощном саунде (Chemical brothers), это не уморительный «Пипец» с Хлоей Моретц, – всё всерьёз.
Помимо безукоризненной формы, исполненной символами – злыдня Марисса, пряничный домик, убийца выходит (буквально) из волчьей головы – «Ханна» потрясает содержанием. Это сказка о чистоте восприятия – абсолютной, с нового листа, когда рушится весь культурный код.
В полной изоляции от общества в глухой финской тайге Ханна мечтает послушать музыку (сочетание звуков, подчиненное определенной форме, стремящееся вызвать эмоции). Сцена, где она впервые по-настоящему слышит музыку – это новое открытие музыки в кино: кто не видел, тот живет жизнь зря. Так же и с прочим. Ханна не следует ни одной из социальных условностей – на свидании, в общении, в дружбе, от телевизора просто убегает (вот где ирония Райта), ест только то, что убила сама, и т.п.
Антуану де Сент Экзюпери, чтобы рассказать о чистом и непредвзятом восприятии, пришлось тащить мальчика аж с другой планеты. Джо Райту в век биотехнологий гораздо проще – но его Маленькая Принцесса не менее чужда человечеству.
«Все остальные звёзды гаснут, когда зажигается сверхновая» - шепчет Эрик. Это – ответ на мучающий многих вопрос, зачем Джо Райту потребовалась вся эта катавасия с девочкой-убийцей и к чему её отнести в классификации общечеловеческой культуры. – Никуда. Райта не устраивает сама человеческая порода. В памятном «Искуплении» он поставил выше неё живых фантомов из писательских конструкций – а в «Ханне» напрямую высказался (правда, символами), что надеется на смену человечества сущностями, которые «сильнее, выше, быстрее» и обладают той цельностью и гармонией, которые есть у Ханны. (Похожий мотив был в «Химере» у Винченцо Натали – но тот побаивается этих новых сущностей; Райт же очевидно любуется Ханой.)
Подтверждений этому в картине можно найти много. Например, сцена в берлинском парке аттракционов, где девочка бродит среди фигур динозавров иллюстрирует мысль, что Ханна соотносится со средним человеком примерно так же, как человек соотносится с динозаврами. Как говаривал агент Смит, «Эволюция, Морфеус! А люди – динозавры…». (Схожий эпизод с берлинскими динозаврами, кстати, был во «Вкусе ночи» - где выражал абсолютно ту же мысль.)
Ханне противостоит почти совершенная, наиболее цельная представительница человеческой породы – Марисса Виглер (неподражаемая Кейт Бланшетт в одной из самых запоминающихся своих ролей). Она цэрэушная «агентесса», стоит на страже интересов человечества.
Марисса уязвима (она чистит зубы до крови из десен, чешет пятку, сбросив туфлю и т.д.).
А Ханна – нет.
При этом, в истории Райта, Ханна – не идеал, к которому обычный человек может устремиться: она дика и не совместима с человечеством. Ханна – чужая, она киборг Камилл из «Далёкой радуги» Стругацких, ницшеанская белокурая бестия – все умрут, а она останется.
Вот почему верно мнение Мариссы Виглер в памятном диалоге:
- Она такая, как ты ожидала?
- Лучше.

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments