victoribus (victoribus) wrote in drugoe_kino,
victoribus
victoribus
drugoe_kino

Category:

"Счастье моё" Сергея Лозницы: наполовину дорожное кино, на другую - "Все умрут, а я..." для взрослых

Путаница, недосказанность, недоразумение - такие слова приходят в голову при воспоминании о просмотре фильма Сергея Лозницы "Счастье моё".
Набравшись смелости, предположу, что режиссёр хотел ударить зрителя обухом по голове - и ударил. Да не тем обухом. Вместо того, чтобы по окончании просмотра я (зритель) задумался о том, какая у нас хреновая действительность, я задумываюсь о том, какое у нас хреновое кино. Конечно, режиссёр нарочно делит фильм на 2 части, конечно, он специально обрывает местами накатанное, местами ухабистое, но вменяемое "дорожное" повествование, но не прошло и нескольких минут, как закончилась блестящая, пронзительная военная вставка, и я, зритель, понял, что неминуемо запутываюсь в фильме, погружаюсь в его пучину.
Когда главный герой появился в кадре заросшим и онемевшим, начался другой (конечно же, преднамеренно) фильм. Но герой, которого нам являют как главного, кто он: главный ли это герой первой части, водитель, или, может быть, немой соучастник нападения на него? И, как снежный ком, каждый новый поворот сюжета порождает всё большую путаницу.
И, запутавшись в бытовых мелочах второй части, мы цепляемся, как за борт спасательной шлюпки, за пистолет, который внезапно (ненароком, вдруг, совершенно случайно) попадает в руки главного героя, кем бы он ни был. И с тех самых пор мы ждём развязки: когда же, ну когда же, наконец, он выстрелит: до конца 20 минут, 17 минут, 15 минут...
И вот финальная сцена, и думаешь: "Хоть бы он не стал убивать этих ментов, ведь хуже этой концовки не придумаешь". Убивает. "Хоть бы не выстрелил в майора". Стреляет. "Хоть бы не убил остальных". Убивает. "Хоть бы не ушёл в темноту". Уходит. Предсказуемость вопиющая. В лучших традициях Ангелопулоса.

Не знаю, что именно, возможно, желание угодить всем сразу - деньгодавцам, зрителям отечественным, зрителям фестивальным, жюри фестивальным, родственникам, коллегам, товарищам, - возможно, боязнь оказаться непонятым, возможно неспособность мыслить самостоятельно (совсем самостоятельно, ну совсем-совсем самостоятельно), возможно, просто недостаток времени, денег или желания работать до изнеможения, - но что-то помешало создателям фильма снять его хорошим и современным. А ведь современным они снять его хотели, и это видно. Не буду приводить в доказательство своей точки зрения аргументы, скажу только, что тот, кто сознательно решил ломать пополам да ещё и дробить повествование, не станет использовать избитый до смерти чеховский приём "ружьё висит - ружьё выстрелит".
Художника от ремесленника отличает наличие собственного неповторимого взгляда на окружающий мир. Поэтому художник, если он искренен, не скатится в пошлость. При просмотре "Счастья моего" почему-то вспоминались фильмы Миндадзе и Верасетакула (что-то есть здесь и от того, и от другого). Я (зритель) смотрел на мир глазами Миндазе и глазами Верасетакула, но в "Счастье моём" глаз автора я не нашёл, зато почувствовал руки автора, которыми он, слепой, шарил в поисках нужной дубины и которые толкнули фильм в пропасть, в пошлость.
Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Recent Posts from This Community