desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

Самоубийство Триера

Самоубийство Триера



Скандал с Ларсом фон Триером, стал едва ли не самым громким событием нынешнего Каннского фестиваля, где знаменитый датский режиссер представлял свой новый фильм «Меланхолия».

Как уже сообщалось, на фестивальной пресс-конференции на вопросы о его немецких корнях и интересе к нацистской эстетике кинематографист ответил: «Могу вам только сказать, что я долгое время думал, что я — еврей, и был очень счастлив от того, что еврей, но потом появилась Сюзанна Биер (датский режиссер-еврейка, обладатель «Оскара» за лучший иностранный фильм – ДД), и вдруг мне разонравилось быть евреем. Это была шутка. Простите. Но оказалось, что я не еврей. Если бы я был евреем, то я был бы евреем второй волны, своего рода евреем новой волны, но в любом случае я хотел быть евреем, а потом выяснил, что на самом деле я — нацист, потому что из семьи немцев. И это тоже доставило мне определенное удовольствие. Так что я могу сказать? Я понимаю Гитлера. Думаю, что он делал неправильные вещи, но я могу себе представить, как он сидит в своем бункере... Я говорю, что понимаю этого человека. Он не тот, кого мы называем хорошим парнем, но я во многом его понимаю и сочувствую ему... Да бросьте! Я не за Вторую мировую войну. И не против евреев. Я даже не против Сюзанны Биер. Я очень даже за них. Но Израиль достал. Как я выберусь из этого предложения? О'кей, я — нацист. Что касается искусства, я за Шпеера. Мне нравился Альберт Шпеер. Он был среди лучших детей господа. У него был такой талант, что... Ладно, достаточно».

На вопрос о желании снять блокбастер последовал ответ: «Да. Мы, нацисты, любим делать крупномасштабные вещи. Может, я мог бы сделать «Окончательное решение» (Final Solution).

Несмотря на то, что уже на следующее утро режиссер извинился, руководство Каннского фестиваля опубликовало официальное заявление: «Совет директоров фестиваля ... глубоко сожалеет о том, что Ларс фон Триер использовал этот форум для того, чтобы делать неприемлемые высказывания, противоречащие идеалам гуманизма, благодаря которым и во имя которых существует наш фестиваль… Совет директоров решительно осуждает эти высказывания и объявляет Ларса фон Триера персоной нон грата на Каннском фестивале. Это решение вступает в силу немедленно».

Впрочем, «Меланхолию» не сняли с конкурса, и в итоге исполнительница главной роли Кирстен Данст получила приз как лучшая актриса.

А скандал вокруг заявлений Триера продолжал разгораться. Его отказались обслуживать в одном из каннских ресторанов, а известный французский режиссер Клод Лелуш заявил, что Триер совершил «кинематографическое самоубийство».

Ситуация, конечно, неприятная, но в случае с Триером не слишком неожиданная. Автор «Догвилля» и «Идиотов» склонен эпатировать, и заявления о нацизме – из той же серии, что и написанное у него на руке непристойное словечко «fuck», планы снять Данст в христианском порно, прошлогодние похвалы себе самому в связи с выходом фильма «Антихрист» и многое, многое другое. Триеру мало экрана, он еще и пытается режиссировать реальность вокруг себя. Проверять социум, как говорится, «с ноги». Очевидно, единодушное приятие «Меланхолии» насторожило его, и он решил сыграть с фестивальной публикой в свою любимую игру. Сыграл слишком удачно.

При том, что вопросы о национальном происхождении (равно как о религиозном исповедании и сумме заработка), публично задаваемые частному лицу – глубоко некорректны, что скандальные пассажи звучат как неуклюжая шутка, а не как политическое заявление, что нацистом Триер не является, что извинения принесены им вполне искренно и неоднократно, что зоологический расист и антисемит Мел Гибсон комфортно гостил на форуме от начала до конца – при всем этом администрация Канн имела право вынести такое решение хотя бы ради собственного понимания репутации фестиваля (насколько оно обосновано – другой вопрос). Хочется надеяться, что у организаторов хватит мудрости и далее допускать фильмы Триера и его самого на конкурс.

Впрочем, кажется, более всего ошибся Лелуш.

Да, Триер действительно совершил самоубийство, но раньше – когда «Меланхолию» увидели первые зрители. Каждый раз, когда автор заканчивает работу и выпускает ее в свет, он добровольно предает себя личностной смерти – в завершенном творении. Он замолкает, все, что он говорил доселе, становится неважным, говорить начинает произведение, и эта речь тем громче, чем талантливее художник. На такое самоуничтожение Лелуш и ему подобные не способны.

Место эскапад Триера – исчезающе далеко за кадром. Глупости забудутся. Останутся фильмы.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 229 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →