Фильм "Воображариум Доктора Парнаса" (2010) от легендарного режиссера Терри Гиллиама по формальным показателям относится к жанру фэнтези. Но относить его к этому жанру что-то не хочется.
Существует множество жанров кино. Эти жанры распределяются, во-первых, в зависимости от киноаудитории, которая, в свою очередь, различается по возрасту, полу, интеллектуальному бэкграунду. Соответственно каждый жанр предполагает свою специфическую целевую группу. Например, мелодрамы скорее расчитаны на женскую аудиторию, а артхаус -- на людей с неплохой гуманитарной подготовкой. Во-вторых, киножанры распределяются по тому, какое именно удовольствие мы желаем получить от кино. Оно призвано нас развлечь, заставить о чем-то задуматься, взбодрить, ужаснуть или мы просто хотим потупить перед экраном.
Один из самых непритязательных жанров кино -- фэнтези. Это самый глупый жанр, чисто развлекательный, его единственное назначение -- потупить в утренние часы выходного дня, когда нечем заняться и даже после кофе тяжело проснуться. Он чаще всего расчитан на детей и подростков или предполагается для семейного просмотра. Для этого жанра имеют значение лишь красочные картинки и сказочные сюжеты. Ни классного сценария, ни потрясающей игры актеров этот жанр не предполагает. Он слишком глуп и наивен.
Терри Гиллиам делает невозможное. Он в жанре фэнтези создает шедевральный фильм. В этом фильме впечатляет исключительно все -- от игры актеров и сценария до работы костюмера и художника. И на фоне мастрески снятого кино в нем еще много, действительно много, идей.
Говоря об игре актеров, приятно удивляют драматические способности Верна Тройера, сыгравшего карлика Перси. До этого момента этот актер был известен скорее комическими ролями. Выбор Лили Коул на одну из главных ролей -- дочери доктора Парнаса, Валентины -- также оказывается очень удачным. Нестандартные черты лица с широко посаженными глазами усиливают винтажный, сказочный образ героини, подчеркивают, что она не из здешнего мира.
Общая эстетика фильма -- постмодернистское сочетание каких-то винтажных образов
начала прошлого века с современными образами. Все положительное при этом винтажно, отсылает к подлинному началу современной техногенной цивилизации -- оно проникнуто духом конца XIX вили начала XX века. Главные герои разъезжают в балаганчике конца XIX, их сценические костюмы -- также того времени. По-существу, современный неоновый мир с огромными стеклянными зданиями и красочными гипермаркетами -- лишь фон винтажных героев и винтажных событий.
Даже дьявол в фильме винтажен. По стилю одежы и поведению, он -- бизнесмен из Чикаго начала прошлого века. Означает ли это, что "мальчики из Чикаго" сделали наш современный мир таким ужасным и безбожным? Развитие нашей цивилизации пошло не по тому пути, по которому должно было пойти именно из-за них?
Альтернатива дьяволу -- доктор Парнас, мудрый старец, который подобно Фаусту заключил сделку с дьяволом. В нем много восточных черт. Его сценический образ, с которым он предстает перед публикой, -- индуистский Гуру. В жизни он увлекается гаданием и оккультизмом.
Много тысяч лет назад он был монахом не где-нибудь, а в Обители Учетелей в Гималаях, где день и ночь дикламировал Книгу Жизни. Эта обитель была расположена настолько высоко в горах, что Блаватская к нему не добралась, а добрался дьявол -- бизнесмен из Чикаго.
Доктор Парнас наделен удивительной силой -- он способен считывать тайные мечты других людей и погружать их в мир воображения. Эти миры называются воображариумами. У каждого человека есть свой воображариум. Фактически, наша подлинная жизнь -- это жизнь в воображариумах. Все наши мотивы, решения, экзистенциальные выборы проистекают из нашей жизни в этом мире. Но мы этого не знаем, мы не чувствуем этой зависимости от воображариума. Об этом знает только доктор Парнас. В этом и заключена сила этого Фауста.
В воображариуме все половинчато, все подчинено теории вероятностей. Эта неопределенность, нечеткость -- главная мука Парнаса-Фауста. Такая неопределенность вызывает у доктора Парнаса ощущение пустоты, холода, пустыни. Именно и-за этой неопределенности проистекают все трагические события фильма.
Терри Гиллиам сумел этим фильмом совершенно по-новому представить трагедию Фауста. Получается, что этот фильм, действительно, не стоит относить к жанру фэнтези. Это очень глубокий и мудрый фильм.
Community Info