realartrer (realartrer) wrote in drugoe_kino,
realartrer
realartrer
drugoe_kino

Многострадальный трип

Мария Булавинова –– об экранизации пелевинского «Generation П» и о том, что за собственный галлюциногенный трип решил себе организовать Виктор Гинзбург с целью превратить самый культовый роман о 90-х в самый долгожданный фильм 2000-х



«Generation П» Виктора Гинзбурга можно сопоставить сразу с двумя фильмами, обскакавшими его в прокатной сетке всего на одну неделю.



С вездесущей «ПираМММидой», снятой, как утверждают создатели, по неизданным мемуарам Мавроди, этот фильм сближают чисто внешние факторы. Обе картины – художественный оттиск бурных 90-х, когда возможности казались почти безграничными, сила телевидения – беспредельной, а цинизм – «бескрайним, как вид с Останкинской башни» (копирайт Виктора Пелевина). Под влиянием этих факторов и произошло формирование центральных персонажей, которые, несмотря на кажущиеся различия, оказываются людьми с единой системой координат. Героями своего времени, так сказать. Вот только один – аферист, нечаянно разбогатевший с помощью финансовой пирамиды, а другой – интеллигентный продавец сигарет, случайно открывший в глубине себя талант рекламиста. И если бы Федя Бондарчук, которому в «ПираМММиде» достался собирательный образ всех русских олигархов 90-х, смог, как планировалось изначально, исполнить в «Generation П» роль политтехнолога Азадовского, аналогия и вовсе была бы полной.



Не менее очевидна параллель с экранизацией «Мастера и Маргариты», пролежавшей в сейфе у несговорчивых продюсеров целых семнадцать лет. При этом «Generation П», прошедший путь от замысла до экрана «всего-то» за семь лет, по уровню ожиданий ничуть не уступает фильму Юрия Кары. И этот высокий уровень ожиданий – принципиальное преимущество обеих картин перед той же «ПираМММидой» и прочими чисто коммерческими лентами, идущими в прокате. Ведь если с одной стороны – коммерция с уже знакомым набором трюков и приманок, то с другой – почти легенда, привлекающая, кстати, не только доносящимся из всех щелей шепотом «надо смотреть!», но и непередаваемым ароматом ушедшего времени. Аромат становится особенно сильным, когда помолодевшая Вертинская спешит на Кремлевский бал сатаны, покойный Михаил Ульянов оживает в роли Понтия Пилата, а Роман Трахтенберг – в образе замученного интеллектуала Саши Бло, притворяющегося продажным журналистом.

Гинзбург и Кара прекрасно знали, на что идут, решаясь экранизировать объекты культа и преклонения. Но в случае с Пелевиным задача была на порядок сложнее. В отличие от того же Булгакова, который был прежде всего драматургом и писал, что называется, картинками (в наши дни это отлично получается у Стивена Кинга, которого экранизируют уже по второму кругу), Пелевин всегда предпочитал слова. Его книги созданы отнюдь не для экрана, а для вдумчивого глубокомысленного чтения – и горе тем, кто видит в них лишь забористый русский мат, который можно трансформировать в киношные гэги на радость молодежной публике.

Весь этот «треп», «трындеж» и бесконечные философские пассажи, наполняющие «Generation П», с экраном ну никак не вяжутся, но именно они составляют понятие «пелевенщина». И лишь в том случае, если свести их к минимуму, может всплыть на поверхность лихой сюжет. Так что перед Виктором Гинзбургом все это время стояла почти непосильная задача – сдержать клятву верности первоисточнику, удалив при этом все, что не переваривается и не пережевывается кинематографом.

Опыт, надо отметить, почти удался. Причем это «почти» – отнюдь не издевка над человеком, потратившим на один фильм семь лет своей жизни, а признание его победы. Все-таки Пелевин, как ни крути, почти не экранизируем, а Гинзбургу, как ни парадоксально, почти удалось доказать обратное.



Многочисленные упреки в том, что режиссер слишком дословно воспроизвел книгу, слишком большое внимание уделил брендам и матерным слоганам, слишком плотно заселил пространство культовыми персонажами 1990-2000-х (Литвинова, Гордон, Шнуров, Охлобыстин, Парфенов, Васильев…) и вообще слишком долго работал над картиной – все эти упреки кажутся в итоге довольно поверхностными. В конце концов, фильм, как и книгу, нужно потреблять, отключив рациональное мышление. Как писал сам Пелевин: «Когда не думаешь, многое становится ясно».

Мария Булавинова, специально для ArtRead.ru (перейти к оригиналу по ссылке)

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments