Иван Гобзев (gobzev) wrote in drugoe_kino,
Иван Гобзев
gobzev
drugoe_kino

Исходный код

Бывает так, причем часто, что новые фильмы очень напоминают какие-то уже снятые. Ничего мистического в этом явлении нет, просто используются схожие сюжетные ходы при одновременном применении одинаковых схем поведения персонажей и визуального ряда. И вот, глядя на такой фильм, думаешь неизбежно: «Где-то я это уже видел», хотя знаешь при этом, что точно такого же точно не видел. В своем предыдущем фильме, «Луна 2012», Дункан Джонс избегнул очевидных повторений, хотя и не воздержался, возможно, намерено, от ссылок на другие творения. Некоторым виделся в «Луне» Лем, кому Кубрик, другим Дик, а кому все вместе взятые. Но ясно, что избежать цитирования в современном искусстве даже при желании невозможно, и если сам режиссер верит, что ни на кого не ссылается, то критик и зритель все равно эти ссылки обнаружат. Причем, на что угодно. Например, новый фильм Джонса «Исходный код» можно интерпретировать как трактовку некоторых сюжетов античной мифологии, а можно как экранизацию идеи Декарта о том, то если он мыслит, то существует. С другой стороны, это и миф о Сизифе, вечно толкающем камень гору, и психоаналитическая проблема, и религиозный сюжет о мытарствах и жизни после смерти. Помимо всевозможных ссылок, «Исходный код» ещё и явно напоминает некоторые другие фильмы. К примеру, «Дежавю» Тони Скотта или «День сурка» Харольда Рамиса. Так вот, поскольку интерпретаций возможно сколько угодно, как считал Барт, значит, возможна и такая, которая является отсутствием интерпретации. На ней мы и остановимся. То есть, мы будем считать, что «Исходный код» ни на что не намекает и не ссылается, а это оригинальное творение, лишенное любых заимствований и ретроспектив.
Итак, главный герой (Джейк Гилленхол) – пилот американских войск США, загадочным образом возвращается на родину из Афганистана, где он был на задании, причем в спасательной капсуле. Он ничего толком не помнит и не понимает. С ним поддерживает видеосвязь женщина с очаровательным взглядом (Вера Фармига), руководящая какой-то антитеррористической операцией. Из капсулы его не вынимают и на его вопросы не отвечают, но настойчиво дают довольно странные задания, которые надо выполнить за восемь минут. Действие фильма разворачивается в параллельных физических реальностях, и весь вопрос в том – так ли уж они параллельны, как кажется.
Фильм живой, местами смешной и сентиментальный, хотя и может показаться затянутым любителям динамичных зрелищ. Говорить о нюансах актерской игры или об изыске режиссерских и операторских решений в данном случае смысла нет, потому что «Исходной код», в отличие от «Луны», ни по одному пункту не претендует на оригинальное и интеллектуальное высказывание, и его задача в другом. А именно – в добротном развлечении и донесении до зрителя правильных и гуманных идей. И с этой задачей он отлично справляется.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments