Да-а-а, знала я, что Гильдия кинокритиков впала в маразм много лет тому назад и дает "Оскара" главным образом за убедительно сыгранный психоз, но чтоб вот так, под девизом "Мания
Так уж вышло, что о балете я, в отличие от Даррена Аронофски, кое-что знаю. Равно как и о психозах. Человек с галлюцинациями, аутоскопические они (явление мнимого двойника) или осязательные, хрен станцует центральную партию, а тем более две, в спектакле наподобие "Лебединого озера". Не говоря уж о том, что танцовщица уровня Портман (миль пардон, господа фанаты "Звездных войн", но это вам не галактику на вселенском совете представлять) не сгодится даже на пятого лебедя у третьего пруда. Нефиг было мучить хореографа на предмет превращения одним махом актрису в балетную. Сперва бы сколиоз девушке вылечили, а то у нее локти торчат и плечи не двигаются.
И все-таки ужасающие деревянно-членистоногие движения, которые для американца, очевидно, вполне сходят за балет - ничто по сравнению с ужасающими кунштюками психики, которые (если вспомнить хотя бы азы психологии и балетной нагрузки) не позволили бы исполнительнице работать над ролью. Человек с такими нарушениями восприятия окружающей действительности, длящимися не менее месяца кряду, без вариантов садится на галоперидол. А восприятие реальности у юной примы плывет так, что вряд ли она способна обращать внимание на партнера и кордебалет. Она попросту не впишется в отведенное ей пространство танца. Она не вспомнит, какие из окружающих фигур реальные, а какие помстились ненароком. Не говоря уж о том, что ее эмоциональные проявления либо запляшут, либо оскудеют так, что никакой хореограф с этим не совладает. И погонит несуразное нечто с роли, даже если до спектакля останутся сутки. Лучше обидеть танцовщицу, чем сорвать спектакль.
Причем если хореограф не замечает, что у него прима скоропостижно спятила, то он дибил. Не чувствуешь исполнителя - не лезь в постановщики. Ибо хватать девушку за разные статьи и демонстрировать ей себя в выгодных позах отнюдь не значит чувствовать исполнителя. Это значит чувствовать нечто другое, весьма далекое от профессиональных качеств.
Между тем именно это "другое" нам пытаются выдать за главное профессиональное качество. Получается, доколе героиня не познает секс так и эдак, Одиллия из нее не вылезет. Не спорю, многим помогает - но не в балете. Если танцовщица зажата, то раскрепощаться ей следует в первую очередь в танце, а не в постели. И все-таки нам весь фильм канифолят мозги насчет того, что роль у девушки не идет. Бестемпераментная она. Танцует хорошую девочку, затраханную властной мамой. Это даже для Одетты маловато, не говоря уж об Одиллии. Кстати, партии Одетты и Одиллии потому часто танцуют разные исполнительницы, что в среднем только одна роль ложится на одну танцовщицу, зато вторая не идет. Многие прославленные балерины отмечали, что органичны только в одной из ролей.
И наконец, концепцию строить - не истерики колоть. Вживание в образ - работа кропотливая и совсем не зрелищная. Колеса, спиртное и депривация (лишение) сна - отнюдь не те средства, которыми может пользоваться танцовщица для улучшения танца. Невыспавшаяся балерина с похмельем, дерматитом и психозом станцует ненамного лучше гримерши-костюмерши. А тем более с осколком зеркала в животе, которым героиня Портман делает себе мини-сеппуку где-то перед последним актом. И ничего, не беспокоит.
Также очень повеселил персонаж с татушкой через всю спину. В балет отдают в 3-4 года. Значит, это глупое созданье уделало себя татуировками минимум лет 12 спустя. И спина месяц заживала, в течение какового месяца лучше забыть про антраша. Ее не отчислили за это время? У нас бы отчислили, не пощадили. К тому же девочка, связывающая свою судьбу с балетом, не станет разрисовывать себе спину хотя бы из тех соображений, что из-за боди-арта ее на ведущие партии могут и не взять: кому нужна татуированная Жизель? Я сомневаюсь, что кому-то нужна и татуированная Кармен, не говоря уж о менее экстравагантных персонажах. Тело, выглядывающее из трико, не должно контрастировать с образом. И из-за меньших, гм, расхождений с ролью танцовщицы над назначением пролетали, аки фанера над Парижем.
Тако же и финал балета, который нам упорно впендюривали всю дорогу как общеизвестный. Ви мене, конечно, извините, но он столь же общеизвестный, сколь Портман - профессиональна.
Да, у "Лебединого озера" туева пуча этих самых финалов, один другого распотешнее.
Изначально в либретто предполагалось, что принц и его лебедушка погибнут в аццкой буре, вызванной колдуном, причем судьба колдуна останется непроясненной. Фиг. Народ недолго терпел это безобразие с непроясненностью. В редакции Вагановой 1937 года Одиллия так запутала принца, что Одетту застрелил охотник-рыцарь, а герой самоубился над ее трупом. В 1945 году Мессерер настоял на том, чтобы злому колдуну в финальном поединке оторвали
Но ни в одной нет ничего похожего на самоубийство лебедя, прыгающего с возвышения. Потому что постановщики, как ни странно, помнили, что лебедь - птица. И к тому же летающая, не страус.
Словом, фильм не имеет отношения к балету. Режиссер Даррен Аронофски в очередной раз экранизировал психотический эпизод из жизни подростка, переживающего муки самоидентификации. Вот только балет тут при чем?
Community Info