Кирилл Мартынов (kmartynov) wrote in drugoe_kino,
Кирилл Мартынов
kmartynov
drugoe_kino

Categories:

земляничная поляна // smultronstället (1957)



Традиционное прочтение "Земляничной поляны" Бергмана связано с темами одиночества, старости и смерти. Мне эта интерпретация представляется излишне буквалистской. Доктор Исаак Борг, семидесятивосьмилетний старик, отнюдь не представлен в фильме как антитеза игривой силе молодости. Напротив, сын доктора, которому тридцать семь лет, во всем похож на него, а воображаемая мудрость старости, которую в Борге хотят найти его юные попутчики (фильм, как известно, представляет собой одну из разновидностей road movie, в рамках которого движение в пространстве разворачивается параллельно движению во времени), - этой воображаемой мудрости у Борга на самом деле нет, он сам силится понять мир, и у него ничерта не получается. Единственная антитеза такого рода в фильме - это противопоставление мужчины, желающего быть "совсем мертвым с головы до ног", и женщины, решающей сохранить своего ребенка и дать родиться новой жизни.

Но это не имеет отношение к старости. Скорее речь идет о конечности человеческого существования - традиционной теме экзистенциализма того времени (фильм снят в 1957 году). Взрослым становится тот, кто осознал свою конечность, и кто узнал цену принятым решениям. Ведь то, что случилось, остается с нами навсегда. Бергман, насколько можно судить по его творчеству, находился в плену примечательной иллюзии, согласно которой в человеческой жизни все же возможен "второй шанс": мы отправляемся в прошлое, к чему-то важному, что было потеряно нами, и присваиваем это нечто себе, переинтерпретируем собственную историю.

Для Борга таким объектом нового присвоения становится вся его жизнь, которую он проживает заново, возвращаясь на земляничную поляну. Начиная путь в Лунд в виде живого мертвеца, зомби, отчужденного от мира и самого себя, Борг приезжает в дом своего сына вместе с шансом сохранить его распадающуюся семью и увидеть внуков. Герой становится посредником в мире живых, и даже если они отплатят ему, как принято говорить в профанном мире, черной неблагодарностью, это ничего не изменит. Он использовал свой второй шанс.

Инструментом, вскрывающим это финальное действие/бездействие Борга, становится его растущее в течение дня подозрение в том, что в течение большей части своей жизни он был кем-то другим, играл чью-то роль. Ткань повествования строится из кошмаров и видений, случайных встреч с незнакомцами, воспоминаний,поэзии и музыки. В конце ленты Борг показан на торжественной церемонии в Лунде, где мы видим сцену его глазами - он становится одновременно и актером, и зрителем, т.е. в рамках иконической системы Бергмана - достигает мудрости. В чем состоит эта мудрость?

Мы можем жить в одиночестве, но мы не можем существовать одиноко. Наша история - это история людей, с которыми мы сталкивались в течение жизни, ответ на вопрос, кто мы, связан с ответом на вопрос, кем они помогли нам стать, невозможно составить рассказ о самом себе так, чтобы это не было рассказом о Другом. Или, иначе говоря, наш портрет - это портрет тех, с кем мы разделили свою жизнь. В этом "Земляничная поляна" тоже близка экзистенциализму и метафизической поэзии Джона Донна.
Tags: 1957, Ингмар Бергман
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments