Дмитрий Коган (dmitrykogan) wrote in drugoe_kino,
Дмитрий Коган
dmitrykogan
drugoe_kino

Categories:

Алекс де ла Иглесиа "Печальная баллада для трубы" 2010

Запросто можно сказать, что "Баллада" - кино для массового зрителя и вообще блокбастер. Все атрибуты присутствуют - страстная любовь, красная кровь, черный юмор и динамичный сюжет. С другой стороны, фильм так визуально и художественно изобретателен, что вполне может привлечь киногурманов. Тем не менее он вряд ли будет популярен как среди любителей попкорна, так и среди киноманов. Причина проста - и сюжет и эстетика здесь на втором плане, фильм не столько художественный, сколько аналитический и философский.

Один из общепринятых признаков искусства - оно не может быть выражено в иной форме. "Баллада" полностью ему соответствует - она предлагает образный ряд, практически не поддающийся вербальной интерпретации, можно лишь соотносить его с собственным опытом и представлением о жизни и поражаться точности попадания - или наоборот. Но сначала ничего не предвещает неожиданностей - война, цирк, клоуны - почти как в теленовостях. И только лев с умным и внимательным взглядом, вошедший в кадр под разрыв снарядов и улегшийся во весь экран, соообщает действию дополнительное измерение.

История Пьеро, Арлекина и Мальвины известна в самых разных интерпретациях. Пьеро обычно хороший парень, но с Мальвиной (в данном случае Натальей) ему не везет - все знают, что блондинки любят погорячее. Но здесь все иначе - Наталье не позавидуешь. Веселый клоун здесь не столько жизнелюб, сколько садист и диктатор. А грустный, хоть и добрый малый, но тоже не промах - революционер и убийца. Да что там Наталья - сам не знаешь, чью сторону принять, причем альтернативные варианты как-то не просматриваются. Соперничество героев начинается с бродячего цирка и постепенно приобретает почти космический масштаб посреди исполинских построек тоталитарной эпохи. Жестокость и брутальность этого противоборства дают хороший повод пнуть титулованных любителей бутафорского членовредительства вроде Триера. У режиссера здесь получается все сразу - ужас, боль, ирония и гротеск.

Историческая привязка здесь также существенна. Действие происходит во времена генерала Франко, и фильм вполне можно рассматривать как политическую аллегорию на тему испанской истории с гимнасткой Натальей как олицетворением нации, выбирающей между фашизмом и коммунизмом. Но эта трактовка кажется мне слишком узкой, тем более что Испания все же вышла на правильную дорожку.

Название фильму дала песня Рафаэля "Баллада для трубы". Сейчас этого сладкоголосого поп-певца мало кто вспомнит даже в Испании, а в 60-х он был безумно популярен и даже один из дисков назвал "Мадонна", чтобы затмить классика. Эту песню Рафаэль исполнял в облике грустного клоуна и в фильме оказался вполне к месту, даже вступил в сюрреалистический диалог с безумным героем.

В который раз удивляюсь парадоксам зрительского внимания. Этот Алекс де ла Иглесиа уже совсем не молод, снял много фильмов по собственным сценариям, наверняка таких же интересных. По сравнению с ним Альмадовар кажется забавным фриком, Саура - заумным эстетом, а Медем - студентом второго курса. И тем не менее они известны во всем мире, а Иглесиа нет и вряд ли станет. Так что прокат в России "Печальной баллады для трубы" - большая удача, и не стоит ее упускать.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments