Же Арб (vesma_sebe) wrote in drugoe_kino,
Же Арб
vesma_sebe
drugoe_kino

загорчившее "Вино из одуванчиков" (Игорь Апасян, 1997 год)



Вот зачем? Зачемзачемзачем? Русские взялись экранизировать эту святую книгу? А я взялась смотреть-досмотреть и поплеваться потосковать? Но обо всем по порядку.
Фильм «Вино из одуванчиков» по одноименной повести Рэя Брэдбери был снят Игорем Апасяном (только не говорите: ну мол, не русскими – тут все намного глобальней) не так, чтобы и давно – в 1997 году (то есть каких-то 14 лет назад). Но веет от него не меньше: платьем, пролежавшим в шкафу с 1970-го. Вот достаешь его, расправляешь – и такая тоска от него дремучая, потому что мама была в нем еще маленькой, а ведь твое детство и юность даже – уже за семью печатями. И оттого, что оно, это платье, настолько искренне неуместно сегодня, бедно, без возможности реанимации, что вот хочется немедленно впасть в отчаяние. Так же и в фильме: краски печально блеклы – и кромешное состояние тревоги из кадра в кадр, что детство невольно представляется хлипким адом (из которого, благо, ты перебрался в более прочный ад).

Этого всего нет в книге Брэдбери. В этой книге есть безудержное счастье быть живым, маленьким, чувствующим и разумным. Бесконечное упивание любовью к лету и апельсиновому солнцу. Это гимн ЖИЗНИ в первую очередь, несколько приправленный терпкостью этаких пряностей: расставание с другом, осознание, что люди смертны, что лето заканчивается рано или поздно как что-то самое любимое. Но это только приправа – без которой блюдо Жизни по Брэдбери не получилось бы отменным, вкусным в самом истинном значении слова. А что же делают русские – весь гимн Жизни они заглушили скулящей хандрой в квадрате. Пересолили. Переперчили. Испортили нахрен.
Вот Линда Линн написала в «Рай по чужому паспорту»: «Я долго пытался себе объяснить, чем вы, русские, отличаетесь от нас, западных людей. Вы явно отличаетесь, причем это отличие какое-то принципиальное… Мне пришлось много думать, чтобы выразить это словами. А потом я понял вот что. Мы на Западе живем так, будто будем жить вечно. А вы живете так, будто можете умереть в любой момент». И вот поэтому.
И, конечно, чертовски по-русски было показать последним эпизодом Дугласа Сполдинга в шапке и шубе на фоне снега с очумевшим от осознания трагичности бытия лицом.
Хотя подбор актеров внушает уважение. Чего стоит первоклассный полковник Фрилей в исполнении Иннокентия Смоктуновского. Эта блистательная роль – последняя в жизни актера, он не дожил до конца картины и озвучивал его Безруков (тоже неплохо). И печать ухода чувствуется остро, пропарывает его гений как параллоновую цацку и остается только каменеть, глядя как он с больными ногами и рукой-тряпкой ползет к телефону через пропасть.
Лия Ахеджакова, между тем, сделала из эпизодической роли настоящую, в театральном смысле, трагедию. Она там жена Лео Ауфмана. То есть, если в книге жена сумасшедшего изобретателя, иронически печальная этим, то в кино она – воплощение Трагедии Бабы и Бытия в целом. Роль – ах, но слишком по-русски все же для этой экранизации.
Неплох, добр и улыбчив, как и надо, дедушка Зельдин, чудесен Том Сполдинг в исполнении Сергея Кузнецова. Бабушка, имхо, слишком растеряна и медлительна, прабабушку так и вовсе с первых кадров совместили с Элен Бентли. То ли создатели не дочитали книги, то ли что? Очевидно, содеяли задуманное из экономии, но это и отворачивает сразу и вопит суетным Станиславским внутри.
Чарли неплох – но в конце зачем-то додумана сцена: Чарли не просто уходит, когда Дуг замер в игре – Дуг его догоняет, колотит так, что тот чуть вырывается и кощунственно, больно сжимает в ладони очки друга. Те трескаются – и пальцы в крови. Опять русская душа наружу – и что ты будешь делать.
Вообще, неясных нелогических сюжетных недоработак много: например, похищение мадам Таро не Дуга и Тома, а скопом ребятишек – разницы нет, только излишняя суета. Или совершенно непонятно: тут Дуглас болен, лежит дома присмерти и к нему не пускают Джонаса – и следующий кадр: Джонас подходит к Дугу, который почему-то лежит на кровати под яблоней. То есть, кто читал – понимает, как все произошло, но остальные?
Джонас , кстати, из аристократа и философа, который ради того, чтоб нести людям радость, отказался от всего – в кино превратился в бредящего пьянчугу. То есть именно так он воспринимается у кровати Дуга (хоть и говорит те же прописные истины) – и ничего поделать нельзя.
Есть достаточное количество кадров, красотой и поэтичностью которых упиваешься. Но во что, как говорится, не обряди… Ну никуда невозможно спрятать эту русскую святую ТОСКУ. Даже под белоснежный пуловер. Даже в роскошные витражи из одуванчиков в полный рост. Даже в двенадцатилетнего мальчика, у которого, шутка ли, вся жизнь впереди.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments