art_i_cult (art_i_cult) wrote in drugoe_kino,
art_i_cult
art_i_cult
drugoe_kino

Categories:

Полет над гнездом кукушки

 Роман К. Кизи, по которому поставлен фильм, вышел в 1962 году и стал одним из культовых в рамках психоделического движения. Фильм М. Формана "Полет над гнездом кукушки"в 1975 году завоевал 5 Оскаров. Идеология фильма ясна, увлекательна и попадала в точку в эпоху популярности хиппи и марихуаны. Фильм воспринимался (и воспринимается) как призыв к свободе и бунту против подавляющей личность авторитарной системы.

Все детали специфической больничной среды воспроизведены очень точно: съемки проходили в настоящей больнице, с участием настоящих пациентов и персонала, роль главного врача исполнял действительно главный врач больницы.
Герои и среда.
Главный герой – Макмерфи осужден за хулиганство на 3 месяца и, стремясь облегчить участь, симулирует помешательство, полагая, что больница комфортнее тюрьмы. В отделении он пытается жить привычной жизнью, а когда это не получается, начинает бунтовать, вовлекая и других пациентов.
Медсестра Ретчет, основной противник Макмерфи – это воплощение тотального контроля системы, действующего не только по отношению к поведению и имуществу, но в отношении мыслей, оценок, воспоминаний, используя приемы психотерапии.
Мерфи выступает против Ретчет. Кажется, что это борьба за освобождение от контроля и подавления личности, но все не так просто.
Ретчет работает в отделении неврозов, где всякие ужасы в виде электрошока применяются только в крайних случаях. Она практикует гуманную и прогрессивную разговорную терапию, но какой именно терапевтической школы – сложно определить. Больше всего происходящее похоже на пародию на Т – группы (группы тренинга), которые возникли в конце 40-х годов на основе работ К. Левина по групповой динамике или на группы встреч К. Роджерса. «Внимание к переживаниям других, участие в чужих проблемах и готовность помочь в их решении были для основателей Т – групп идеалом …» (Рудестам). Идеология ориентирована на поддержание открытости и искренности, и, что особенно важно, на демократические принципы коллегиальности принятия решения. Это очень хорошо видно, когда голосованием принимается решение о том, смотреть по телевизору чемпионат мира или нет. Контроль в такой форме выглядит мягкой материнской опекой. Но в фильме происходящее на группе больше похоже на знакомое Форману советское «собрание коллектива», где обсуждается чей-то «моральный облик». Такое, кстати случается и на группах встреч. «Поскольку группы встреч поощряют любые изменения личности, независимо от их направленности, вероятность получения в них психической травмы больше, чем в любых других группах. Недостатки групп встреч так и остаются не преодоленными из-за отсутствия у них сколько-нибудь последовательных теоретических основ» (Рудестам). Избавление от защитных механизмов в некоторых случаях снижает адаптивные способности человека и повышает зависимость от самих групп. Так что выбранная техника вполне подходила для создания атмосферы партсобрания.
Получается, что главным злом, разрушающим личность, выступают не ужасы химии и лоботомии, а мягкие, разговорные методы манипулирования, психотерапия или то, что показано как психотерапия.

Бунт как ценность 

В схватку с Ретчет, представляющей ценности психотерапии и вступает Макмерфи. С точки зрения зрителей и самого Макмерфи он абсолютно здоров. Однако, например, с позиций психоаналитического подхода он, с его драками и изнасилованием – асоциальный психопат (социопат), не умеющий контролировать свои импульсы, относящийся к людям как к предметам. Но если для системы «психи», обитатели отделения – это объект контроля, нормализации и пр., то Макмерфи просто отказывает безумию в праве на существование. «Вы только и делаете, что жалуетесь на то, как здесь невыносимо, но ничего не делаете для того, чтобы уйти. Я хочу понять – вы кто, по-вашему? Психи? Так нет, нет! Вы не дурнее любой задницы там, на улице…» - бросает Макмерфи на очередном групповом занятии. Он озвучивает крайний вариант возможного понимания культурно-исторической природы бе-зумия. Согласно такой позиции действительно, есть люди, имеющие проблемы с самооценкой, эмоциональной устойчивостью, полностью зависящие от мнения мамы, проигрывающие все в карты … Это лишь культурный штамп – видеть в любви к азартным играм «аддикцию» и считать такое поведение болезнью. Но можно видеть в этом лишь варианты способов жизни. Человек ведь сам выбирает – проигрывать ему все свои сигареты или нет? Можно считать, что этим людям, всего лишь внушили, что они не могут жить самостоятельно. А на самом деле нужно только подтолкнуть их, показать, что стать свободными очень легко…

Итог бунта

Насколько искренен Макмерфи в своих убеждениях сказать трудно. Но по сюжету фильма видно, чем все заканчивается. В продолжение того же эпизода Чесвик впадает в истерику, требуя у медсестры сигареты. Но, как узнают позже зрители, Чесвик сам пришел в больницу, сам дал сестре право контролировать свою жизнь и вот теперь кричит и плачет, вместо того, чтобы просто встать, уйти и самому определять, что делать со своими сигаретами. Вероятно, не отсутствие внешних запретов мешает ему, а что-то в нем самом. Макмерфи требует от него больше, что он не может сделать. Это касается и большинства остальных обитателей отделения. Можно сколько угодно удивляться тому, что они не уходят от своей мучительницы. Однако и сам «глашатай свободы», Макмерфи, так же не сможет уйти, заснув перед открытым окном.
Что останавливает героя Николсона? Для него окажется важнее перехватить власть у Ретчет, поуправлять несчастным Билли, почти насильно приобщить его к сексуальному опыту, не слушая его робких «я еще не готов», и не думая о последствиях. Макмерфи ведет себя как ребенок, выпускающий домашних рыбок в реку, где те неизбежно погибнут. В результате Билли, не умея справиться с угрозами медсестры, режет себе горло.
Действия Макмерфи столь же авторитарны, как и действия ненавистной медсестры. Он дополняет сестру Ретчет, без него ее действия теряют смысл и выдыхаются. Да и ему нечего делать без правил, которые он будет нарушать.

Зависимость - Контрзависимость

Если обратиться к теории группового развития У. Бенниса и Г. Шепарда (1956), изучавших Т – группы, то происходящее можно определить как застревание на фазе «зависимости – контрзависимости». На этой фазе руководитель остается в глазах участников могущественной фигурой, которой приписывается возможность влиять на все происходящее. Это детское видение мира, при котором должен быть кто-то старший, защищающий от опасностей, который в силах решить все проблемы. В этом случае за все происходящее отвечает эта всесильная фигура, а остальные члены группы могут наслаждаться возможностью ни чего не решать и ни за что не брать ответственности. Согласно опыту авторов теории, анализировавших развитие очень большого количества групп, это начальная стадия группового процесса. Для этой стадии характерны два стиля поведения – полное подчинение руководителю и бунт против руководителя. Бунт – это проявление той же зависимости, но с обратным знаком. Члены группы, проявляющие агрессию, так же как и конформисты, возлагают всю ответственность на руководителя, снимая ее с самих себя. У обитателей отделения, бунтующих против медсестры Ретчет и поддерживающих Макмерфи, можно наблюдать все признаки контрзависимого поведения, отрицание собственной ответственности и веру во всемогущество Макмерфи.
При удачном развитии событий члены группы приходят к пониманию разделенной ответственности и понимают, что влияние руководителя на процесс ограничено, что его фигура не обладает той мифической властью, которую ей приписывают вначале.
Можно ли считать финал фильма удачным развитием событий? Не для всех. В результате героизма Макмерфи и его последующей смерти для обитателей отделения он навечно остался вождем, вставшим на защиту слабых «детей». Хотя большинство пациентов остаются на своих местах, в памяти сохраняется образ бунтаря, т.е. мифическая власть лидера только усиливается и положение большинства ухудшается.

Лишь один из обитателей, молчащий индеец, сумел разбить окно и уйти в свободную жизнь. Именно он является главным героем книги и фильма – он смог измениться, он преодолел страх, заставлявший его прикидываться немым и глухим. Он отказался от претензий на помешательство и борьба с медсестрой Ретчет, с психиатрией с системой в целом потеряли смысл. Он обрел способность говорить и стал свободным.
Похоже, фильм содержит в самом себе опровержение того, что часто воспринимается как его центральная идея.

Фильм устроен так же, как и бунт Макмерфи, усиливающий власть психиатрии. Обличая власть психиатрии и психотерапии, Форман показывает, что отказ от психиатрии и психотерапии вообще и отрицание психической болезни как таковой приводят к смерти и усилению зависимости.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →