Ченси Гарденер (shotlandez) wrote in drugoe_kino,
Ченси Гарденер
shotlandez
drugoe_kino

Categories:

"Контроль" (2003, реж. и сцен. Нимрод Антал)

http://c0181301.cdn.cloudfiles.rackspacecloud.com/NEmxzump0c31ot_1_1.jpg

Молодой Маяковский завидовал Андрею Белому, как это у него получается писать «о своем» так легко и весело. Дебютанту Нимроду Анталу тоже удалось сделать «личный», авторский фильм очень динамичным, сочным и анархистским в самом замечательном смысле этого понятия.

«Контроль» - это коктейль из черной, даже брутальной комедии, психологического триллера и  социальной сатиры, и все это варево густо приправлено сюрреализмом по-венгерски. Причем снимает Антал так, как будто за его спиной нет и не было 100-летней истории кино: то есть беззастенчиво использует клише, которые на диво срабатывают как в первый раз. Подобные фокусы удаются немногим, как правило, европейским мастерам уровня Аки Каурисмяки или Йоса Стеллинга, также работающими на стыке жанров.

Сюжет, навскидку, очень прост и является вольной переработкой рассказала Хулио Кортасара «Записки из блокнота» -  фантастической притче о сообществе людей, которые живут в метро. 

http://www.xorosho.com/uploads/posts/2010-05/1274083478_2.jpg

Молодой житель Будапешта по имени Бульчи после пережитой личной драмы не выходит на поверхность. Ночью он спит на платформах, а днем работает в бригаде контролеров, проверяющих проездные билеты. Контролеры такие же оболтусы и неудачники, как он сам. Например, один из его напарников – нарколептик, который может запросто заснуть во время очередной ссоры с безбилетником. Контролеры унижают пассажиров и сами терпят унижения, дерутся с другими бригадами контролеров и футбольными фанатами, устраивают забеги по тоннелям метро наперегонки с поездом и т.д.

Разумеется, должен быть некий толчок извне, который заставит Бульчи справиться со своим «черным человеком».  (Между делом нам предлагается разгадать загадку таинственного убийцы, который сбрасывает пассажиров под поезда.) Таким толчком для Бульчи станет явление ангела в образе девушки-промоутера, наряженной в костюм медведя.

http://img.afisha.ru/Afisha7files/Flash/spoiler/stills/kontroll.jpg

За народный, площадной юмор (развязка «Контроля» и вовсе происходит на фоне карнавала – Metro party) здесь отвечают сценки стычек с пассажирами. На поверку, все они точно такие же неудачники и «бывшие интеллигентные люди» как и те, кто проверяет их билеты. Метро здесь – это мир, предназначенный для тех, кто потерял себя в другой жизни, некое загробное место. Не зря образы руководства компании-перевозчика предельно демонизированы, а наиболее ловкие из контролеров, как Бульчи или его оппонент, затянуты в демоническую черную кожу.

Бульчи – очевидное альтер-эго самого режиссера. Нимрод Антал, когда ему исполняется 18 лет, уезжает из родного Лос-Анжелеса на «историческую родину», чтобы учиться снимать кино. Он возвращается в Голливуд триумфатором («Контроль» стал первым венгерским фильмом за 20 лет, который отобрала для показа каннская комиссия). Но то, что он снимает в Америке – например, римейк «Хищника» Джона Мактирнена, добротное жанровое кино, не более. Каковое и полагается снимать «на поверхности».



А все, чем так ценен «Контроль», Антал оставил в своем внутреннем метро. Готов поспорить на что угодно, что со временем режиссер сделает в Америке римейк «Контроля» - рано или поздно это должно произойти.
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments