frroid (frroid) wrote in drugoe_kino,
frroid
frroid
drugoe_kino

Category:

Подстрочник. (1997-2009) Реж. О. Дорман

  
   Подстрочник. Самый нестандартный фильм-байопик. Он повествует о непростой судьбе Лилианны Лунгиной, переводчице из-под пера которой вышли Карлсон, Пеппи длинный чулок и Эмиль из Ленеберги. Этот фильм снимался 12 лет и никак не мог найти дорогу к широкому зрителю. Пресловутый "неформат". Один и тот же человек, к тому же пожилой и не популярная личность, на протяжении 8 часов фильма просто рассказывает о своей жизни. По счастливому стечению обстоятельств фильм увидел Григорий Чхартишвили. Он сказал, что это должны увидеть все и порекомендовал Парфенову. Тот посмотрел и согласился - надо. В последствии режиссер О. Дорман отказался от ТЭФИ, мотивируя отказ тем, что академики - люди, из-за которых наш фильм одиннадцать лет не мог попасть к зрителям. Люди, которые презирают публику и которые сделали телевидение главным фактором нравственной и общественной катастрофы, произошедшей за десять последних лет. Получив в руки величайшую власть, какой, увы, обладает у нас телевидение, его руководители, редакторы, продюсеры, журналисты не смеют делать зрителей хуже. Они не имеют права развращать, превращать нас в сброд, в злую, алчную, пошлую толпу. У них нет права давать награды «Подстрочнику». Успех Лилианны Зиновьевны Лунгиной им не принадлежит.

 
А теперь непосредственно к впечатлениям. 15 серий, которые смотрятся на одном дыхании, наверное, даже на придыхании.  С первых кадров Лилианна Лунгина погружает зрителя в какой-то непонятный транс. Человек полностью отключается от насущных проблем и почти физически погружается в другую эпоху. Без открытых  эмоций, на красивейшем литературном русском языке, Лилианна повествует о своей непростой судьбе. Она непристойно органична в своем рассказе, заглядывая куда-то внутрь и выбирая нужные слова. Абсолютно живой человек, поражающий наповал своей искренностью, столь не склонной для людей, повествующих о прошлом.

После просмотра этого фильма, все эти одноклассники, парижские друзья,  редактор челнинской газетенки, Сима, Паша, Матрёна «выкрали» частичку моего сердца и поселились там. Та любовь, с которой рассказывает Лилианна Зановьевна о своих близких не дает шанса на холодность и равнодушие. Вместе с тем и эпохи, о которых идет речь, оживают. Пронзительные рассказы о страхе сталинского времени не оставляют сомнения в отличие от исторических книг и публицистических статей. Особенно меня поразил момент разговора во время выноса тела вождя у мавзолея, Лилианны Зиновьевны с молодым человеком, который с неистовой обидой и презрением смотрел на старшее поколение. И на его вопрос «Да как вы это допустили?!», она не могла ответить. Она очень долго подбирала какие-то оправдания, но все что она могла сказать искренне, это было: «Время такое. Страшно было». И если взять эту фразу отдельно от фильма, то она кажется пустым звуком. Но, зная судьбу этой женщины, я полностью понимал ее растерянность.

Бесконечное спасибо Дорману! Он, в отличие, от большинства документалистов смог сделать по-настоящему объективный, полный, понятный каждому фильм о нашей жизни. Спасибо ему за то, что он остался только проводником этой судьбы. На самом деле режиссер, сценарист, главная и единственная актриса в этом фильме – Лилианна Лунгина. Дорман выступает лишь в качестве монтажера, звукорежиссера и пр. И на аскетичном фоне, без омерзительного закадровых голоса, пытающегося учить зрителя жизни, проступают глубокие чувства, яркие образы, оживают эпохи.

И Лунгина сама в свою очередь во многом зритель, наблюдатель своей судьбы. О ее характере, о ее достижениях в фильме открыто практически не говорится. И складывается ощущение, что никакой призмы, через которую прошлое обычно преломляется, нет. Вот она жизнь, такая как есть, без украшений и недомолвок.

При этом рассказ Лилианны Зиновьевны взвешен, отрефлексирован. По моему личному мнению, она начала думать о прошлом и выстраивать этот рассказ после смерти своего мужа. Здесь она мне напомнила– М. Горбачева. В его жизни тоже была счастливая любовь. И без нее – жизнь остается в прошлом.

 
 
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments