chardash (chardash) wrote in drugoe_kino,
chardash
chardash
drugoe_kino

Category:
  • Mood:
  • Music:

Бразилия/Brazil, режиссер :Терри Гиллиам


Станичка фильма: http://www.imdb.com/title/tt0088846/
Страничка режиссера: http://www.imdb.com/name/nm0000416/
В ролях: Джонатан Прайс, Роберт Де Ниро, Ким Грист
Сценарий: Терри Гиллиам,Том Стопард,
   Ночь. В глазу ни «соринки» сна. Опять выбор, мешает решению. Ну должен же я наконец посмотреть «Бразилию»?!!!
Так уж сложилось, что это была вторая попытка.
   Самое интересное, что часть моих друзей и родных тоже не смогли с первого раза просмотреть фильм и «воткнуть». На мой взгляд, этот фильм требует определенного эмоционального настроя.

   В большинстве рецензий, к прекрасному творению Терри Гиллиама 1985 года в заглавных «пояснениях» фигурирует слово антиутопия. И я бы рад бы с этим согласиться, и формально мы видим на экране все элементы «направления в художественной литературе и кино, в узком смысле описание тоталитарного государства, в широком смысле — любого общества, в котором возобладали негативные тенденции развития» , но даже по прошествии нескольких дней после просмотра у меня сложилась несколько иная картина.
   Терри, как первоклассный хирург при «пересадке сердца», помещает обыкновенного человека, подданного всем человеческим страстям (Sаm Lowry, а.к.а. Jonathan Pryce http://www.imdb.com/name/nm0000596/ ) в наполненное перипетиями и техническими возможностями будущее. Впрочем, даже в этом будущем существует обыкновенный сантехник Гарри Татл (Archibald 'Harry' Tuttle), которого просто на 99 с плюсом балов из 100 возможных сыграл Де Ниро.
Это меня поразило, так как в моем искривленном сознании Де Ниро, многое высосал из Аль Пачино и на мой взгляд, у него кроме Гарри Таттла и дьявола из «Сердце Ангела» собственно ничего и нет. Однако, этих двух ролей достаточно, чтобы и я его считал великим актером.
   Но в продолжении темы, надо отметить что сантехник оказывается революционером-террористом, хотя подспудно мы на экране видим человека, который борется с бюрократией (бумагомаранием и прочим). И так бы оно и так бы было, если бы не улыбка, юмор Де Ниро, однофамильца которого ( Арчибальда Баттла) замучали по «ошибке системы» в «застенках» всесильной организации где работает сам Сэм Лоури. Иными словами, Терри вводит в будущее опять общечеловеческие профессии и «человеческие ошибки». Причем, в действиях всевозможной робототехники, в трудовой деятельности многих персонажей мы повсюду наблюдаем, как Терри имплантирует им отнюдь не технократические действия, а вполне себе «подверженные человеческим страстям».
   Лейтмотивом всего фильма, является сон Лоури, который становится явью. Расследуя ошибку информационного отдела, он видит ту самую девушку Джил (Лейтон), которая является ему во снах. Причем, нельзя не подчеркнуть, что образ Джил Терри делает намеренно более мужественным, нежели Сэма Лоури.
   Тут нам Терри, рисует картину того, что вот мол де Вам пожалуйста «борьба женщин за свое равноправие с мужчинами», он плюгавенький пиджачок, а Джил чуть ли не работник пилорамы. Джил Лейтон, которую играет Kim Greist (http://www.imdb.com/name/nm0002114/) ездит на грузовике, жрет и носит на себе что попало, перевозит взрывчатки.
Касаемо исполнения роли спутницы главного героя Терри сам говорит, что «В итоге роль досталась Ким Грист — только потому, что у нее получилась потрясающей силы проба, которая понравилась абсолютно всем. В ней было что-то от дикого зверя: на пробе у нее включился какой-то инстинкт выживания — не знаю уж, из каких глубин она его достала, — но, когда дело дошло собственно до съемок, когда нужно каждый день приходить на площадку и работать, ничего дикого в ней уже не было. Любопытная вещь» (из интервью Терри http://www.cinematheque.ru/post/142285). В этой связи, я ловлю себя на мысли, что именно в таком фильме главная женская роль, не должна превалировать качеством исполнения над мужской. Джонаттан Прайс, настолько «атмосферен» и вписывается в роль «типичного клерка будущего», что иного актера на его месте просто невозможно представить!
   Размышляя же о Ким, можно сказать: ну должны же быть и в Голливуде актеры сыгравшие одну роль? Последние достижения Ким, участие в сериале «X-files», но кто знает… может гений Аронофского заберет ее и одарит «Оскарами», как он это сделал со слегка увядшими Микки Рурком и Натали Портмен?
   Собственно, речь я веду к тому, что Сем и Джил все-таки были подобраны великолепно. Сэм очаровывает Вас потому, что на лицо талант Джонатана Прайса, а Джил будоражит сознание лишь тем, что женщины в будущем могут быть «сальными парнями», которые подобно атлантам держат справедливость в обществе на своих руках, плечах.
   Касаемо сюжета, то далее все разворачивается вполне предсказуемо. Сэм, соглашается принять повышение по службе, ибо имеет такую возможность, так как его мать очень обеспеченна и имеет связи на верху системы. Причем, условно говоря, она даже оказывается в каком-то смысле «особой не самого примерного образца», ибо директор корпорации (друг их погибшего отца) повысивший Сэма хранит ее фотокарточку в закрытом кабинете. Всё это Сэм делает за ради «стереть файл» о Джил, чем собственно нарушает закон и сам становится жертвой системы. Гарри Таттл, магически погибает-исчезает в бумагах на улице, а друг Сэма и друг семьи (директор корпорации) стирают «файл Сэма», проще говоря - элиминируют .
Вот казалось бы и все, но это нельзя сказать о работах Терри Гиллиама, того времени. В каждом сюжете есть тот или иной «подконтекст». Об этом мне не хотелось бы распространяться, потому что достаточно взглянуть на награды фильма в ссылке на википедии и понять, что Терри просто «нашпиговал» каждую линию в фильме потайными смыслами и знаками. Каждому будет приятно самому «высмотреть их».
   Попробую не слишком Вас утомлять и выложить несколько фактов, которые мне самому очень импонируют.
Когда смотришь, что-то впервые и оно нравится, потом думаешь а почему так? И тут ты находишь косвенные факторы.
К примеру: Правление «Universal» сочло финал картины явно неудачным, и председатель компании работу Гиллиама значительным редакторским правкам, сделав ему так называемый «хороший конец»; такой подход встретил решительные возражения режиссёра. Так же, как было с фильмом «Бегущий по лезвию бритвы» (Blade Runner), выпущенном тремя годами ранее, данная версия «Бразилии» была создана кинокомпанией с финалом, более приемлемым из потребительских соображений. ( Blade runner - это один из самых любимых моих фильмов)
   В сценах снов Сэма Лаури использованы виды неба, созданные для «Бесконечной истории» Вольфганга Петерсена, но в киносказку не вошедшие. (в детстве я фанател Бесконечной историей)
   Так получается, что это все ассоциации в нашей жизни-но они оказывается не такие уж и ничего не значащие.
   В конце фильма, я начал «перемалывать» почему же фильм называется «Бразилия»? На сайте http://www.gilliam.ru/articles/138/ говорится о том, что «Название же "Бразилия" появилось совершенно случайно, по словам самого режиссера, когда он увидел человека, слушающего латино-американскую мелодию, при этом находясь в грязи и бедноте». Однако, мне кажется что Терри хитрит.
   Весь фильм проносится под мелодию песни1939 года «Aquarela do Brazil» Ари Барросо, исполняемая в различных вариациях. На википедии пишут: «Название фильма также восходит к названию песни. Это название также содержит ассоциацию с островом из ирландской мифологии Бразил, считавшимся раем».
   Однако, когда в конце звучит версия «Brazil» исполняемая Geoffom Muldaur (http://www.youtube.com/watch?v=lHBl7fuS8rM) , я натыкаюсь на свой смысл фильма.
   Как известно, существуют «физики и лирики». Представим себе, что первые «физиократы», которые склонны, все действия, решения человека, изобретения объяснять законами физики. Условно говоря, мы все с вами атомы и молекулы и никакой «искры Божьей» в нас нет. ( В этом плане можно например посоветовать к/ф «Гаттака» http://www.imdb.com/title/tt0119177/ ).
   С другой стороны, есть «лирики», «гуманитарии». Они верят в провидение, в сотворение Богом жизни на земле и все что не делается, все мол де задумано тем или иным Богом, в зависимости от вероисповедания.
   Однако, Терри вбивает между ними «клин» и говорит нам о том, что может оно все конечно и так, каждый волен выбирать, какая из вышеописанных двух форм Вам больше подходит. Однако подождите, существует же и песня! Нотная грамота ничем не отличается от вполне себе четких математических моделей, но чем бы она была для нас с Вами значима, если бы в ней не было человеческого голоса? Если бы не было этого уникального сплава порыва души человека (о какой-то там Бразилии), записанного на незыблемых основах нотного построения?
   И «клин» этот называется творчеством.
   А Терри конечно творец и наверно он просто нам поведал о том, что это такое…

«Then, tomorrow was another day
The morning found me miles away
With still a million things to say
Now, when twilight dims the sky above
Recalling thrills of our love
There's one thing that I'm certain of
Return I will to old Brazil
That old Brazil
Man, it's old in Brazil
Brazil, Brazil»

   p.s. качаем на рингтоны ;)
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments