Иван Гобзев (gobzev) wrote in drugoe_kino,
Иван Гобзев
gobzev
drugoe_kino

Черный лебедь

Немножко сумасшедшая балерина, страдающая синдромом отличницы (Натали Портман), мечтает стать примой в «Лебедином озере». Балетмейстер (Венсан Кассель) видит в ней большой потенциал, но считает, что ей не хватает огня и порочности. В самом деле, она очень правильная, не ругается матом, не знает что такое секс, и плачет по пустякам. Пытаясь сделать из неё настоящую балерину, он склоняет её, но не очень навязчиво, к интимным отношениям. Дело в том, что в его постановке одна и та же балерина должна играть белую и черную лебедь. Если героиня Портман идеальна для первой роли, так чиста, непорочна она и светла, то для второй её явно не хватает. Потому что черная лебедь в видении балетмейстера – женщина-демон, воплощение страсти и темной энергии. И все же у неё появляется шанс. Она прикладывает всевозможные усилия, вступает в сложную борьбу с собой. По мере того, как её психика от непосильного напряжения дает сбои, её начинают посещать галлюцинации. Она потихонечку сходит с ума на фоне одержимости одной идеей – суметь трансформироваться в черную лебедь. Масла в огонь подливает соперничество – развратная дублерша (Мила Кунис) кажется главной героине претенденткой на её место. И ещё бы – она-то больше похожа на черную леблядь! То есть лебедь.
Сюжет очевидно не замысловатый и далеко не новый, содержание близко к спортивной драме, но, в общем, любому ясно, что не это важно. Конек Дарена Аранофски – форма, киноязык, которым он пользуется, рассказывая о довольно банальных вещах. Поэтому в «Черном лебеде» важнее оказывается не вопрос «что», а «как». И удивительно – но первая половина фильма представляет собой вполне протокольное повествование, без использования того самого языка, который характеризует стиль Аранофски. Зритель недоумевает, кто-то уходит из зала, слышаться возмущенные реплики, и это понятно, потому что на экране разворачивается заурядная производственная драма, причем снятая буквально, без метафор и любопытных образов.
Но, одновременно с тем, как прима окончательно сходит с ума, действие фильма теряет привычную рациональность. Её видения искажают реальность, судорожное напряжение мира героини передается в действие, которое вдруг становится динамичным, хаотичным и магическим. И в этом атмосфере воспаленного сознания, в которую вовлекается и зритель, Аранофски прекрасно справляется с главной задачей – перевоплощение белой лебеди в черную. И, пожалуй, эта идея – идея трансформации – является ключевой в фильме, а совсем не сюжет гибели в искусстве, как кому-то могло показаться.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment