3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

Черный лебедь / Black Swan (2010) Д. Аронофски



Молоденькая танцовщица Нью-Йоркского городского балета Нина Сайерс (Портман) жаждет получить главную роль в «Лебедином озере». Это роль Королевы-лебедя, Одетты, имеющей по сюжету Черного двойника, Одиллию. Одиллия, соблазняет принца Зигфрида, который должен был свой преданной любовью разрушить колдовские чары и вернуть Одетте человеческий облик. Узнав о нечаянном предательстве принца Одетта бросается вниз со скалы.
Художественный руководитель труппы Томас Лерой (Кассель) не хочет брать Нину на эту роль, так как видит в ней только Белого лебедя, символ чистоты и невинности, по традиции балерина должна исполнить и роль Черного лебедя. Но Нина производит впечатление на Томаса своей настойчивостью, придя к нему в кабинет и укусив за губу в момент поцелуя. Нина обходит изначально выбранную конкурентку Веронику и получает роль, которую до этого исполняла её кумир Бет Макинтайр (Райдер). Макинтайр страдает из-за вынужденного прекращения карьеры, напивается и специально попадает под машину, получив многочисленные переломы. Как видим уже в первых эпизодах Аронофски задает основные темы фильма — конкуренция, жажда славы, амбициозность, женская сексуальность.
В отличии от близкого по духу и сценам галлюцинаций «Реквиема по мечте» (2000), «Черный лебедь» фактически сольная партия, в центре фильма характер и внутренние терзания Нины. Эта девушка сексуально зажата и полностью контролируется властной, викторианского типа матерью-гувернанткой (Херши), которая обращается с ней как с подростком, да и сама Нина сыграна Портман постоянно напряженной, скованной, педантичной, помешанной на карьере отличницей-девственницей. Другие же балерины из труппы – бойкие девахи, особенно в этом плане отличается приехавшая из Сан-Франциско Лили (Кунис), волоокая дивчина, с татуировками на спине, ироничной улыбкой и способностью парировать даже раньше, чем собеседник скажет свое слово. Движения актрис на сцене и в жизни очень точно показывают душевный склад их героинь.
Лили полная противоположность Нине как в физиологическом, так и в психологическом плане. Она не витает в мечтах о триумфе, прагматична и настроена на карьеру в офисом духе, а не на полный терзаний и метаний тернистый путь самосовершенствования настоящего артиста. Нина же настоящая артистическая личность, отдающая искусству всю себя. Но на пути между ней и самореализацией встают проблемы психологического плана. Нина страдает от параноидальных галлюцинаций и путает реальность и странные и страшные видения. Аронофски пересекает в этой точке балет, как искусство романтизма, размышлявшее о конфликте мечты и реальности, с нашими современными представлениями о планировании собственной жизни, построении карьере, стремлении к успеху. Мечты Нины и её героини, Одетты во многом схожи. Точно также она мечтает полностью раскрыться, заговорить собственным голосом, стать женщиной.
Критика писала о схожести «Черного лебедя» с «Красными башмачками» (1948) Пауэлла и Прессбургера и «Отвращением» (1965) Полански. В «Красных башмачках» есть преданность героини балету и финальный трагический прыжок, но в целом Виктория Пейдж (Ширер) страдает не из-за каких-то внутренних комплексов, а из-за мужского диктата. Это уверенный в себе человек, её нервный срыв и самоубийство выглядят неестественными. Балет показан здесь как дружественная среда, труппа напоминает семью, красивые пейзажи чередуются с роскошными декорациями, операторское решение избыточно цветасто и открыточно. Черно-белое, погруженное в детали быта «Отвращение» Полански наоборот показывает ушедшую в себя героиню, которая не столько занимается саморазрушением, сколько обороняется от мужчин, вторгающихся с её внутренний мир. Полански интересует в фильме конфликт между совершенно материалистически настроенным окружением девушки (в виде сестры и её ухажера, нервного поклонника, домовладельца, соседей) и Кэрол (Денев), ушедшей в мир ужасных галлюцинаций. Кэрол наиболее близка по духу Нине, но в отличии от нее Кэрол является не столько самостоятельным характером, а персонажем работающим на режиссерскую идею — показать приземленность и ограниченность буржуазной, потребительской жизненной позиции, снять фильм критикующий реальность с позиций бунтующих, молодежных, романтически настроенных 60-х, совсем не склонных к уходу в себя.
Какой же тогда представляются сегодняшняя молодежь Аронофски? Нина без сомнения является настоящим героически персонажем, человеком, преодолевающим собственные комплексы, страдающим от них. Её путь в искусстве это не просто хорошо сыгранная роль, но постижение и самой себя в единстве психологическом, телесном, сексуальном и профессиональном. Аронофски берет известные образы и подходит к ним не как самоуверенный постомодернист – дай-ка я покручу так или этак. «Черный лебедь» – это прежде всего произведение режиссера, пытающегося отыскать в культуре, в её самых даже старых историях, то, что делает произведение искусства востребованным аудиторией, заставляет зрителя в зале сопереживать, узнавать в фильме свои собственные проблемы, а не оценивать происходящее сквозь пенсне взглядом пресыщенного знатока. Наверняка этот откровенный подход и вызвал у ряда наших критиков обвинения в китче, потворстве плохому вкусу публики, жаждущей душераздирающих сцен, сервированных посредством культурных клише. И что же, списывать тогда из фондов само «Лебединое озеро», как произведение устаревшее и никому не нужное?
Но вот, пожалуйста, его современный вариант, где важны чувства и характеры, а не красивая легенда. Производственная драма, приглушенные естественные цвета, узкие коридоры и лестницы, освещенные резким электрическим светом, репетиционные залы с бликующими полами, изнанка искусства и бездны человеческой психики, способной как привести человека к ошеломительному успеху, так и изуродовать его собственную жизнь. В одной из самых страшных сцен фильма бывшая балерина Макинтайр, сломленная, сидящая в инвалидном кресле, калечит свое лицо пилочкой для ногтей. Не нужны видения, не нужен призрачный двойник, отражающийся в несчетных зеркалах – мы сами способны трезво и расчетливо наносить себе непоправимый ущерб. Именно такой видит Аронофски молодежь наших дней: эгоистичными и самовлюбленными одиночками, чья болезненная страсть к саморазрушению оборотная сторона стремления к триумфу. И в тоже время в самом сером и обыденном антураже рождается настоящее искусство, которое как раз и может показать разницу между нормальной развитой человеческой личностью и проявлениями её темной, неудовлетворенной стороны.
В «Ребенке Розмари» (1968) Полански Розмари (Фэрроу), жена актера, попадала под контроль секты сатанистов, являющуюся сатирой на консервативные ценности, общество, готовое продать душу и будущее детей ради успеха. В «Сиянии» (1980) Кубрика кошмары персонажей объяснялись мистической природой отеля «Оверлук», но было совершенно ясно, что основная причина трагедии сам Джек (Николсон), грубый и заносчивый, недалекий провинциал и алкоголик, вообразивший себя писателем. В «Сущности» (1981) Фьюри матерью-одиночкой Карлой (всё та же Херши) против её воли овладевал потусторонний демон, символизировавший патриархально настроенное мужское начало. В «Бойцовском клубе» (1999) Финчера рассказчик (Нортон) замученный стандартизацией, компромиссами и ничтожностью собственной жизни создал воображаемого двойника, мистера Хайда, эксцентричного нон-конформиста Тайлера Дердена. В «Малхолланд-драйв» (2001) Линча актриса-неудачница нафантазировала себе страстный роман, полный интриги и головокружительных поворотов, за каждым из которых была сатира на нравы фабрики грез.
В «Черном лебеде» Аронофски предлагает более мелодраматичный, чем у предшественников, вариант истории об амбициях, общественных и семейных рамках. Он также продолжает традицию использования элементов фильмов ужасов как эффектный прием, позволяющий ярко визуализировать скрытый в характерах и поступках психопатологический подтекст. Но у Аронофски всё настраивает зрителя на реалистическую интерпретацию, актуальный социально-психологический сюжет не прячется за условностями жанра.

bezumnypiero специально для http://www.cineticle.com/
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments