desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«В субботу» (2011) + интервью с Александром Миндадзе

АЛЕКСАНДР МИНДАДЗЕ: МЫ ПОСТОЯННО НАХОДИМСЯ РЯДОМ С ОПАСНОСТЬЮ

17.06 КБ

Один из самых ожидаемых отечественных фильмов — новая работа знаменитого сценариста и режиссера Александра Миндадзе «В субботу» (совместное производство Украины, России, Германии), посвященная Чернобыльской катастрофе.

Место действия — Припять. Время — сутки с утра 26 апреля 1986 года до утра 27-го. Главный герой, партработник Валерий (яркая, взрывная роль Антона Шагина), одним из первых, еще ночью с 25-го на 26-е, когда местная власть все засекречивает, узнает, что произошло на ЧАЭС. Сюжет отталкивается от состояния героя, разрывающегося между обязывающим хранить тайну служебным долгом и желанием спасти красавицу Веру (Светлана Смирнова-Марцинкевич), с которой у него, по сути, и близких отношений нет. Впрочем, Валерий суетится только вначале. Потом как-то незаметно прямые мотивации отступают на задний план, и начинается самое интересное в картине — жизнь у бездны на краю.

Уехать ближайшим поездом не удалось. В ресторане свадьба. Друг Валерия женится. Невеста беременна. На сцене Вера, поет с ансамблем. Звучат вперемешку ранние рок-н-роллы культовой тогда группы «Браво» и песни советских эстрадников. Ансамбль — тоже старые друзья героя. Он сам с ними играл когда-то, барабанщиком. Сейчас, поскольку штатный драммер Карабас (Вячеслав Петкун) напился до беспамятства, Валерий вновь садится за установку.
Все, кто видел «Отрыв» — первый фильм Миндадзе в качестве режиссера — смогут легко представить себе, как сделан «В субботу». Опять прыгающая, метающаяся камера, бегающие, падающие и сталкивающиеся люди. Сначала это выглядит нарочито — так было и в «Отрыве» — но очень скоро возникает ощущение внутренней необходимости именно такого приема. В суматохе, в невнятно проговариваемых фразах, нетрезвых танцах, пьяных драках постепенно проступает экзистенциальное, то есть сущностное измерение. Почти по Чехову: люди на экране пьянствуют, дерутся, танцуют, целуются, делят деньги, сводят старые счеты, в то время как за кадром неслышно рушатся их судьбы. Финал фильма — апогей этого разрушения, действительно убийственные кадры.
71.99 КБ
Мировая премьера картины состоялась в феврале на Международном Берлинском кинофестивале. После премьеры режиссер встретился с прессой.

— Когда вы начали работать над фильмом «В субботу»?
— Этот сценарий я задумал давно, в 2005 году. Писал долго, тяжело, все время этим занимался, последние три года — без перерывов. В прошлом году, летом, прошли съемки.
— Где вы были, когда произошла катастрофа?
— 26 апреля 1986 года я был на съемках фильма «Плюмбум» на крыше одного из домов в городе Минске вместе с режиссером Вадимом Абдрашитовым и выдающимся оператором Георгием Рербергом. А 27-го мы уже дезактивировались красным вином. Очень хорошее было настроение. Не хотели убегать никуда. Видимо, понимали, что наша жизнь ничего не стоит.
— Почему именно эта тема?
— Это самый сложный вопрос. Тема, безусловно, чувствительная для Европы и для нас. И дело не только в том, что цена человеческой жизни в Европе очень высока, но и в том, что Чернобыль всегда с нами, он ментально сопутствует нам. Это в каком-то смысле отражает нашу вечную диалектику: генетически выработанное отношение к опасности, понимание пограничности ситуации, когда ты знаешь, что можешь погибнуть, но жизнь в эту минуту парадоксально расцветает самыми яркими красками, становится все более и более притягательной.
— Где снимали?
— В Светлодарске Донецкой области и в Энергодаре Запорожской области. Эти города напоминают цветущую до катастрофы Припять, они более цивилизованны, потому что стоят возле больших станций. Правда, нам пришлось бороться с рекламой, которой в 1986 году, конечно, не было.
— Как местные власти отнеслись к вашим съемкам?
— Отношения были самые хорошие. Конечно, этому немало способствовали люди, которые пытались их организовать. Вполне закономерно и исторично то, что касается неофициальной жизни, у нас можно всегда использовать позитивным образом: частный человек остается частным человеком, даже занимая при этом должность директора завода или ТЭЦ, которую надо декорировать под АЭС. То есть сила частных договоренностей в России и в Украине очень велика. Опять же, это наша традиция, но я считаю, что она очень может помочь, в том числе и в кино: если послушать рассказы, то в том числе и весьма знаменитые картины снимались из ничего благодаря таким частным договоренностям.
— Если вернуться к вопросу о соответствии материалу эпохи, то в одном из эпизодов у вас героиня примеряет хорошую обувь в роскошном по советским меркам магазине. Где вы видели в 1986 году в СССР такие обувные магазины?
— В Пущино, в Дубне — в городах при атомных станциях, при синхрофазотронах. Очень многие хотели меняться и жить там, потому что эти города были на улучшенном снабжении. Я лично покупал своей жене французские духи за копейки, они стоили гораздо дороже в той же Франции. Припять была именно таким городом.
— Герои фильма очень много пьют. У вас нет ощущения, что вы защищаете взгляд на русских как на пьяниц?
— Мне кажется, что вы смотрели другую картину. В моем фильме люди пьют потому, что было бы странно, если бы они говорили в эту минуту о космосе. Они пьют хотя бы потому, что это дезактивация сухим красным вином. Во-вторых, если уж есть какой-то оптимизм и жизнеутверждение, то наверно в этой картине они присутствуют, конечно, не в идиотских дозах, а в дозах художественных. По крайней мере, люди не становятся хуже, не бегут, как с гибнущего «Титаника». Это же можно и так воспринимать, а не только как попойку.
— Другой способ ухода от бед — музыка. Музыкальные номера в вашем фильме продуманы и адекватны тому времени...
— Идея заключалась именно в том эффекте, который вы почувствовали: чтобы музыка завораживала героев, и, как я понял из вашего вопроса, завораживала бы также и зрителя, помогала ему перенестись в эту сцену вместе с героями.
— Еще один ваш прием — акцент на кадрах крупным планом.
— Это осознанное решение — остаться в неком замкнутом пространстве, очень близко к лицам, к людям, чтобы ощущать телесность этих людей.
— Пока что так складывается, что ваши режиссерские работы — это истории посткатастрофических состояний: «Отрыв» — события после крушения самолета, «В субботу» — после взрыва на АЭС. Почему?
— Я не катастрофист. Просто мне интересна не сама авария, а человек в этой ситуации.
— По-вашему, произойди то же в Германии, стали бы люди реагировать подобным образом?
— Нет, конечно. В Германии больше заботятся о своем здоровье и ценят свою жизнь, хотя бывали, конечно, катаклизмы, когда гибло очень много людей. Это наша генетически образованная ментальность — мы постоянно живем рядом с опасностью, рядом со смертью. А европейский человек, я думаю, просто бы сбежал. Какая уж тут девушка, тем более ее каблук или паспорт, или игра на барабане... В этом смысле — огромная разница. Это очень наша картина и она очень понятна любому человеку, который либо живет в бывшем СССР, либо хорошо знает эту территорию, и, конечно, тому, кто воспринимает в искусстве универсальные проблемные вещи.
— Есть ли у вас какие-либо конкретные планы насчет следующего фильма?
— Конечно, есть, без планов можно сойти с ума. Но я просто из суеверия и моих внутренних колебаний об этом пока не говорю.

Дмитрий Десятерик, Берлин — Киев
Subscribe

  • Наша единственная звезда

    Да - недосягаемая и загадочная, поэтому единственная НАСТОЯЩАЯ - Любовь Орлова. В феврале у нее день рождения. Помним и любим! А кто интересуется…

  • Не волнуйся, она далеко не уйдет

    Последний фильм Гаса Ван Сента, который как обычно за жизнь, такую, какая она есть, едрить её в коромысло. Это байопичная история о практически…

  • Фантазии на тему одиночества

    Посмотрела два фильма - фэнтези, оба на тему отношений, одиночества и потребности в счастье - "Она"( режиссер Спайк Джонс, 2013г.) и…

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments