hhhhhhhhl (hhhhhhhhl) wrote in drugoe_kino,
hhhhhhhhl
hhhhhhhhl
drugoe_kino

Category:

Пять вечеров с Голливудом 50-х.

Люблю фестивали. Атмосферу. Люблю буклетики-книжечки с информацией подробной. Тематический подбор фильмов. И зал знатоков и ценителей, а не просто зрителей, и апплодисменты после сеанса, как в театре. О фестивале «FILM NOIR. Другая сторона Голливуда» узнала случайно, но тут же метнулась в киноцентр и купила абонемент. Условием приобретения абонемента было – выбор не менее 5-ти картин. Вот и выбрала.
Первыми – фильмы Джона Хьюстона, о котором мне так художественно напомнил Клинт Иствуд своей картиной «Белый охотник, чёрное сердце». Я писала и о фильме Иствуда и Джоне Хьюстоне самом двумя неделями раньше. Вот, ведь, предчувствие.
«Мальтийский сокол» 1941г. и «Асфальтовые джунгли» 1950г. Джона Хьюстона.
Взяла «Сансет бульвар» Билли Уайдера 1950г. Само название мне известно, не помню откуда, при этом ничего более. Вот и решила наполнить содержанием это словосочетание. Да ещё это - фильм первого дня, а я люблю открытие фестивалей.
Далее - «Убийство» Стенли Кубрика 1956г. Поскольку по «Культуре» тут в ночи не так давно посмотрела «Заводной апельсин» его с молодым МакДауэллом, захотелось сравнить с тем, что Кубрик снимал лет на двадцать раньше.
А пятый - «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича 1955г. Понравилось название.

Полная программа фестиваля на сайте организаторов здесь:
http://tourdefilm.livejournal.com/14599.html#cutid1

Коллаж из буклета, подготовленного организаторами фестиваля.


Небольшая вводная.
Авторами первой книги о нуаре,вышедшей в 1955 году,  были французы Раймон Борде и Этьен Шаметон. (noir = фр. чёрный)
Классический чёрно-белый нуар, действительно имеет характерный стиль. Почти во всех фильмах классического нуара можно увидеть как при помощи освещения получается таинственный и отчуждающий эффект. Техника low key сталкивала свет и темноту, затемняла лица, помещение, городской ландшафт и создавала эффект убийственной неизвестности, опасности... 
Нуары, как правило, построены по двум основным моделям - фильма-расследование и фильма-ловушки. Расследования ведутся часто сыщиками или теми, кто берётся за их роль.  Фильмы-ловушки ставят в центр внимания отношения мужчины и роковой женщины, не случайно нуар иногда называют "женским триллером"  или видом мужской мелодрамы. Роковая женщина - прекрасная и опасная - важный образ нуара. Она почти всегда стоит на пути расследования и легко заставляет героя полюбить себя...
В фильмах-нуарах никому нельзя верить ни на кого нельзя положиться. Это мир, лишённый каких-либо значений, кроме тех, которые творит сам человек, а более позитивный аспект заложен в таких словах, как: "свобода", "аутентичность", "ответственность", "абсурд".
Анжелика Артюх, из статьи "Фильм нуар: когда стиль становится жанром".

 
«Сансет бульвар»  – мостик от предыдущего фестиваля, посвящённого немому кино Голливуда, к нынешнему, поскольку героиня фильма – звезда немого кино стареющая и всеми забытая в унылом особняке-дворце. Мне показалось всё несколько гротесковым: и героиня миллионерша, живущая в своём мире, в своём прошлом, и интерьеры, а может, и нет. Ведь, в действительности, технический прорыв к звуку образовал пропасть между немым и звуковым кино. Выбросил из кинопроизводства звёзд, суперзвёзд, при въезде на Paramaunt: «Эта студия создана на моих фильмах». Никакая другая новая технология не являлась таковой: ни цвет, ни компьютерные спецэффекты, ни 3D. И героиня твердит как заклинание: «Зачем эти диалоги, я всё могла сказать своим лицом».

А музыка всё ж в духе немого. Вот буквально: подход к окну – тревожная мелодия громко.
И наряды, шляпки, вуаль; ещё автомобиль.

Хотя с какого-то момента сюжет становится предсказуем. Что ж ожидать от союза бедного журналиста, взявшегося за редактуру сценария взбалмошной стареющей звезды, написанного для себя великой, да ещё сюжет – «Соломея». При этом переезд в её дом, со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Но впечатление это не испортило. Человеческая трагедия, преданность, любовь, смерть.

 

      

Перед каждым фильмом выступал Консул по вопросам прессы и культуры Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Эрик Джонсон. Он так не формально и на хорошем русском языке рассказывал о каждом фильме перед началом просмотра, давал пояснения и делился личными находками.

Интересные факты.
- Главную роль сыграла Глория Свенсон – супер-мега-звезда немого кино, которая вернулась на экраны в этом фильме спустя почти 30 лет забвения.
- Билли Уайдер – режиссёр известной комедии «В джазе только девушки».
- В Америке «Сансет бульвар» считается шедевром Голливуда, по сей день.


«Мальтийский сокол» - великолепный. Безумно обаятельный герой - решителен, непредсказуем, умён, ироничен и главное шутит, когда всё совсем плохо и кажется безнадёжно. Это есть в оригинале и сохранено в переводе. Не удивительно, что Хамфри Богард – исполнитель роли частного детектива Сэма Спейда, стал Голливудским кумиром.
А мода: эти двубортные костюмы и шляпы, даже если и не в пальто. (Утраченный мужской головной убор, а жаль, украшает.) Курит и улыбается… женщине, полицейским, даже бандитам, когда дуло пистолета, направлено в грудь. История с быстроменяющимися ситуациями раскручивается и вовлекает в действие всё новых персонажей по нарастающей,  пока не сводит в итоге всех вместе, разбросав некоторых трупами по ходу.  Роковая красавица, конечно, присутствует в фильме: сначала - заказчица, потом - жертва, а на самом деле - безжалостная убийца. И Мальтийский сокол – загадочное сокровище с кровавым шлейфом и красивой легендой своего возникновения, отнесённой на несколько столетий назад от времени повествования, появляется, наконец, перед зрителем, и, кажется, даётся в руки искавшим его, ан нет. Оказывается в итоге «материалом, из которого делаются мечты»

Такой несколько странно-необычный кинематографичечкий язык. Моментами ловила себя на мысли, что фильм похож на телеспектакль. Всё снято стационарной напольной камерой или двумя, может, тремя. Это понятно и заметно, мне, во всяком случае. Но не мешает. Сложные многоплановые «длинные»  кадры, как например: он наклоняется к ней, крупный план его её лица и тут же переход на занавеску развевающуюся на ветру из открытого окна, окно, улицу за окном, дом, подъезд на той стороне улицы и мужскую фигуру в пальто и шляпе у стены. И всё это в комнате освещённой лишь торшером и в темноте ночного города – вот классический чёрный кадр стиля нуар. Я бы лично, выбрала этот из «Мальтийского сокола».  И тени - чернее чёрного.
А музыкальное сопровождение в духе немого кино, как я уже определила. Звуковая иллюстрация к эмоциональной волне через весь фильм.







Интересные факты, рассказанные Эриком Джонсоном:
- «Мальтийский сокол» - первый фильм Джона Хьюстона, переехавшего в Лос-Анжелес из Европы, и первый нуар в истории кино.
- Фильм – экранизация детектива Дэшила Хэммета, который сам в сою очередь служил в детективном агентстве.
- В 1931 и 1936 г. были предприняты две попытки экранизации, но не очень удачные. Режиссёры, как сказал Эрик Джонсон пытались улучшить книгу. Джон Хьюстон сохранил первоисточник и главное, диалоги (вот это-то все оценили, похохатывая при просмотре, где надо).
- Актёрский ансамбль так понравился зрителям, что почти полностью был снят следом в фильме «Касабланка» реж. Майкл Кёртиц.
- Главную героиню, такую лживую красавицу сыграла звезда немого кино – Мэри Астор.
- Роль главного злодея исполнил британский актёр Петер Лорре. Вторая атомная бомба, сброшенная на Нагасаки, была названа именем этого злодея -Fatman.


«Целуй меня насмерть» - уже другой. Если детектив Сэм Спейд из «Мальтийского сокола» живёт по своему собственному кодексу чести, то Майк Хаммер – циничен, берёт от жизни как можно больше и как можно проще, зарабатывает на слежке за неверными супругами, сам не прочь лечь в постель по заказу, или секретаршу свою кому надо подложить. Но вот подбирает полуодетую девушку на ночном шоссе, и всё летит к чёрту. Сам едва выживает, но погибшую попутчицу забыть не может, хотя должен.

И если в «Мальтийском соколе» предмет интереса всех участников событий вынесен текстом на экран сразу после начальных титров, то здесь до последних минут остаётся загадкой, что разыскивают все втянутые в эту историю, даже через смерть, через риск смерти, страх смерти. И это самое иного рода, не вещь из легенды, покрытой пылью веков, наоборот, скорее нечто из будущего, обращённое в будущее, дающее владельцу особые возможности, не просто деньги. Здесь присутствует некий элемент fantasy.
А страх-то настоящий, через экран передаётся,  и интрига держит в напряжении до конца.  Злодеи жёстче, трупов больше. Подружка или соседка погибшей девушки напугана и беззащитна в своих мольбах о помощи к Майку, но хладнокровно жмёт на курок пистолета в конце. Герой ходит по кругу, буквально - те же персонажи, но каждый раз на новом информационном витке. Смерть неизбежно сопровождает его в этом движении к разгадке.

Майк Хаммер, не так утончённо, как герой предыдущего фильма, и в некотором смысле, соответствуя своей фамилии, выходит молодцом из любой ситуации, хотя пистолета не носит, полиция лишила его лицензии и права ношения оружия. А вот, кстати, Сэм Спейд просто не носит оружие, не смотря на то, что дома и есть пистолет. Не могу удержаться от сравнения героев. И что занятно, тому и другому помогает верная подруга, секретарша. Какие смелые девушки служат в частном сыске. Или это любовь движет ими.

Разрыв в десятилетие отразился на визуальном ряде. Более привычен, что ли. Но виртуозно снят: статичные кадры, планы комнат, лестниц, что пролётами рассекают экран, как линии чертят, как графика на листе, а не фрагмент интерьера в кадре. И, безусловно, начало: бегущие босые ноги по асфальту вдоль разметки полотна дороги, и фары в черноте ночи на женский силуэт.
А вот музыка уже оживает чуть-чуть. Нат Кинг Коул звучит из радио в машине. Романтично.
Финал несколько расстроил. Слишком очевиден политический подтекст последних кадров, узнаваемый силуэт взрыва.







Интересные факты:
- На этот раз Эрик Джонсон принёс не только книгу с романом, но даже молоток. И объяснил, сто если ты сам – молоток, то все вокруг тебя – гвоздики, такая поговорка существует в Америке. (hammer = англ. молот, кувалда; молоток)
- Нуар Роберта Олдрича - лучшая адаптация романа Микки Спиллейна. Его романы были бестселлерами. 
- Если «Сансет бульвар» и «Мальтийский сокол» - шедевры Голливуда, то «Целуй меня насмерть» считается культовым фильмом. 
- «Целуй меня насмерть» - любимый фильм Тарантино, и чёрный кейс со светящимся содержимым в «Криминальном чтиве», заимствован из фильма Роберта Олдрича. Надо же! Но, посмотрев фильм, уже трудно абстрагироваться от этого знания.

Вот здесь классный двухминутный трейлер к фильму «Целуй меня насмерть», смонтирован очень современно даже по меркам сегодняшнего дня, как мне кажется, хоть и 50-е: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/1870/


Сейчас, когда оммаж везде и всюду, в сценариях, в режиссёрских приёмах, в критических статьях, особенно ценно подлинное авторство. Джон Хьюстон был по-настоящему первым. Ему удалось снять фильмы, от которых начинается отсчёт.

«Асфальтовые джунгли» - фильм об ограблении. Уж сколько их снято за последние десятилетия. А схема-то с 50-х не меняется. Вдохновитель-организатор – здесь – Эрвин «Док» Риденшнайдер. Он знает, где и что надо брать, разрабатывает подробный план, подбирает команду: взломщика сейфов, который буквально на каждый тип замка имеет личный хронометраж на вскрытие. (Мне слово «медвежатник» не очень нравится, хотя фильм такой есть, и Де Ниро там им был.)  Далее – водитель надёжный обязательно, что не сбежит вместе с машиной, даже если полиция весь квартал обложит, и крепкий парень, что устранит всякого, кто возникнет на пути. Да! Финансирование - адвокат с домами, машинами, с юной любовницей (Мэрлин Монро) в отдельных апартаментах.  

В анонсе к фильму сказано, что в блестящий план вмешивается рок. Нет, не соглашусь. Наши-то современные тщательно подготавливали пути отхода всегда. И этот второй план мог быть не менее виртуозен, чем само ограбление. Но тут имеет место развитие темы.
Да, и стукачи были всегда.

А вот в фильме Хьюстона, мне кажется, помимо основных персонажей присутствует ещё герой второго плана – случай. Выстрел полицейского уже в падении, когда его вырубили, приводит к проникающему ранению в брюшную полость. Попробуй, выживи, коли в больницу нельзя. Пустяковая, казалось, скользящая рана кровоточит сутками, когда с каждой каплей уходят силы. Попробуй дёрнутся, коли облавы кругом. Задержка в кафе на три минуты пока девчонка задорно танцует под мелодию музыкального автомата, когда патруль подходит к окну и наблюдая за наблюдающими, узнаёт грабителя по портретам в газетах. Попробуй сбеги, коли два парня с пистолетами и дубинами по бокам.

Здесь нет героя-одиночки, персонажей несколько. Для зрителя, для меня точно, актёры неизвестные. И нет особых симпатий и пристрастий заранее. Они возникают в процессе просмотра, скорее к характерам, образам. Какое редкое ощущение сейчас, когда без знакомого лица не обходится ни один кино-проект. В этом фильме для меня главным героем стал Дикс – выходец из Ирландии, потомок фермеров, отец держал коней. Дикс всё вспоминает чёрного жеребца. Он, пожалуй, самый жалкий: бездельник, играет на скачках в долг, поскольку проигрывает всегда. И нанимают-то его в качестве громилы – самый недорогой участник команды грабителей.  Но, в нём есть достоинство, то ли от корней Ирландских, то ли от предков-фермеров, что считали себя хозяевами на своей земле веками.  И девчонка в него влюблена, обычная такая, но готова мчаться с ним за тысячу миль. У Дикса есть цель, как у всех, в этой операции. Его цель - вернуться на родную ферму. «Домой возвращаются только неудачники», - говорит «Док». Но Дикс и в ограблении-то участвует только ради этого. Он единственный, кому удаётся вырваться из асфальтовых джунглей, кто достигает цели. Это – то возвращение, о котором думают многие.
И последнее, что ощущает Дикс кожей – тёплые мягкие губы лошади, что тыкается в его лицо.

Какие тени гребёнкой от круглых пуговичек на платье...




На этот раз опоздала на вступительное слово Эрика Джонсона. Все улицы в районе Пяти углов были забиты, еле протиснулась. Но вошла, когда он говорил о Мерлин Монро. Здесь первая её роль в кино, юная глупая любовница адвоката. Эрик Джонсон так говорил о ней эмоционально, называл то конфеточкой, то секс-бомбой. Извинялся, что в коллаже буклета использовали кадр не из этого фильма.
- Основой сценария послужил роман Уильяма Рили Барнетта.
- Нуар «Асфальтовые джунгли» породил моду на фильмы об ограблениях и криминальные боевики – caper film.


На этот раз начну с вступительного слова. Иначе никак.
Эрик Джонсон выразил сожаление, что в переводе теряется смысл. Дикс в предыдущем фильме «Асфальтовые джунгли» говорит, что хочет купить ферму. Мы-то понимаем буквально, выкупить ферму отца. НО! Оказывается, существует такое выражение «купить ферму». Что означает «сдохнуть», видимо «умереть». Я-то заменяю на более мягкий глагол, хотя может, зря.
Оказывается, Тарковский снял учебную короткометражку в стиле нуар, и эта его работа была показан в Институте Кинематографии в рамках этого фестиваля! Эх, не знала.

«Убийство» Стенли Кубрика.
Интересные факты.
- Это третий его фильм и второй нуар.
- Первый нуар Кубрика – «Поцелуй убийцы», где главный герой - боксёр, позаимствованный Квентином Тарантино. «Вообще, современные хорошие режиссёры учились у настоящих мастеров, мастеров нуара», - повторил несколько раз Эрик Джонсон. Позднее оказалось не спроста.
- Фильм «Асфальтовые джунгли» был первым фильмом-ограблением, и Стенли Кубрик снял свой фильм «Убийство» продолжив тему, я бы сказала, открытую для кинематографа, Джоном Хьюстоном.
- Более верный перевод – Большой куш.

Ограбление ипподрома на дорогом заезде. План с множеством деталей и чётким распределением ролей для участников. Команда большая и пёстрая. С самого начала фильма повествование нелинейное. Кубрик вводит героев с одной временной точки, показывая последовательного каждого с возвратом в исходную: «А два за два часа до этого полицейский… приехал в…, чтобы решить свои личные дела», решает; и опять: «На два часа раньше…», и, поехала история следующего, на этот раз кассира ипподрома: семейная сцена, ссора с женой, которая мужа дурит, и полагает, что всех перехитрить может. Поначалу этими возвратами во времени он меня даже запутал, хотя, что уж... современный зритель тренирован «Бешеными псами» и «Криминальным» чтивом». Хм.
И этот приём повторяется далее по ходу истории.

Главного героя – Джонни играет Стёрлинг Хайден, тот же, что играл Дикса, полюбившегося мне в предыдущем фильме. Джонни всё контролирует, компаньоны ему доверяют. Он привлекает двух человек, стрелка, чтоб убить фаворита, во время скачек, и борца, чтоб затеять драку в баре и отвлечь охрану ипподрома. «Их имена вам не надо знать».

А вот раскрутка всего ограбление на экране - главный сюрприз, не смотря на известность художественного приёма, а может благодаря.
Собственно операция начинается с момента объявления по ипподрому о подготовке седьмого заезда. И эта фраза диктора повторяется раз за разом с некоторым временным интервалом иногда вместе с кадрами вывода лошадей на старт, поскольку ограбление показывается несколько раз с позиции разных участников: стрелка, кассира, полицейского и т. д.. Шикарный эпизод с дракой. Не просто обмен ударами. У Кубрика это – настоящие трюки. Но вот новый заход уже с рассказом о том, что проделал Джонни этом деле; и борец, которого только что уволокли охранники сквозь толпу зевак, вновь в кадре и рубашка цела (ничё не напоминает).
А вот попытка отнять украденное, вызвала восхищение. То есть, один выстрел, залп в ответ, камера отъезжает, все валяются мёртвые, разом (где-то я уже это видела). Один недострелянный сбегает, чтоб произвести ещё один мстительный выстрел и грохнуться; мёртвое лицо и птичка в поваленной клетке живенько так посвистывает рядом.
Я испытывала сложное чувство от увиденного на экране и открытия для себя первоисточника, оригинала.

В музыкальный ряд Кубрик ввёл джаз, блюзовые мелодии, но не удержался, и это нагнетающее сопровождение: тра-та-тааам по прежнему звучит в соответствующие моменты. А вот интересно, только в "Асфальтовых джунглях" я не отметила особо музыку. Не резала слух?

Ещё эти кадры со скачек - лошади в бешеном галопе, и в аэропорту - самолеты на взлётной полосе с запущенными двигателями, турбовинтовыми тогда - такой динамичный фон. Ещё присутствует специфический юмор, диалоги кассира с женой доведены до идиотизма, недостреляный просто нереальный, вот что это - некий акцент на отдельных персонажей? Подсказка концовки таким образом?
И какая ирония в финале. Кубрик приятно удивил.









Фильмы на рутрекере с профессиональным многоголосовым закадровым переводом. Фильмы на фестивальных показах шли на оригинальной 35-мм плёнке и с субтитрами на отдельном полотне, вне кадра.
Скачать можно здесь:
«Сансет бульвар» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2546136
«Мальтийский сокол» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3209556
«Целуй меня насмерть»http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2763154
«Асфальтовые джунгли» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=927874
«Убийство» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1298549
 

Из истории возникновения стиля film noir.
В период затишья между Великой депрессией и Второй мировой войной в США на всём – от небоскрёбов и кинотеатров до зажигалок и авторучек – было видно сильное влияние процветавшего в те годы стиля ар-деко. Зародившееся в Париже в 1920-х, это течение в искусстве 1930-х достигло своего апогея в США в производстве изысканных автомобилей – не только «фордов», «чеви» и «крайслеров», но и канувших ныне в лету «студебеккеров», «паккардов» и «нэшей» - и железнодорожных вагонов: самый стильный в мире поезд Санта Фе Супер Чиф, курсировал между Чикаго и Лос-Анжелесом. Казалось, что для ар-деко – сплава ар-нуво, модернизма, футуризма, конструктивизма и кубизма – всё было возможно: его творения оказывались сразу и современными, и элегантными, и функциональными, и роскошными, что служило идеальным «задником» и декорациями для сугубо городского по своей сути жанра – film noir.

Кроме ар-деко, film noir черпал свои образы из других визуальных источников того времени: моды (строгий костюм, облегающие платья с широкими плечами, шляпы), искусства и фотографии. Хотя американский фотограф Альфред Штиглиц сыграл поворотную роль в превращении фотографии в общепризнанный вид искусства, в портретах 1920-30-х годов другого американского фотграфа Манн Рэя, жившего в Париже, широко использовалась игра света, теней и ракурсов съёмки – всё то, что стало отличительными чертами film noir.

Эта непрерывна культурная обратная связь между Европой и Америкой наиболее ярко проявилась в кинематографической предтече film noir. Созданная под впечатлением полнометражных картин итальянских режиссёров «Нетерпимость» (1916) Д.У, Гриффита, в свою очередь вдохновила немецких и австро-венгерских кинематографистов. Стилизованные и символичные фильмы немецких экспрессионистов 1920-х годов превратили чёрно-белое повествование в новый вид искусства, который чуть позже покорил американских и британских режиссёров от Орсона Уэллса до Альфреда Хичкока. После своего прихода к власти в 1933 году нацисты объявили это искусство развратным и дегенеративным, и в Третьем рейхе работа для этих немецких и австро-венгерских режиссёров стала невозможной. Это заставило таких режиссёров, как Фриц Ланг, Билли Уайлдер и Отто Преминджер, переехать в Голливуд, где уже работали их соотечественники Эрнс Любич, Джозеф фон Штернберг. Массовый исход подхватил и талантливых операторов вроде Джона Элтона, и актёров – таких, как удивительный Петер Лорре. В результате всего этого film noir был подготовлен к появлению где-то на другой стороне Голливуда.

Притом, что визуальные корни film noir идут как из Европы, так и из Америки, сюжеты его – чисто Американские. Хотя отцом детективов считается Эдгар По (1840-е) только Дэшил Хэммет, в прошлом сотрудник сыскного агентства «Пинкертон», стал в начале ХХ века подлинным основоположником американского «крутого» детектива…

И всё сошлось в 1941-м, когда вышли две канонические ленты «Мальтийский сокол» и «Гражданин Кейн»...

После расцвета film noir в США в сороковые и пятидесятые годы ХХ века присущее ему послевоенное ощущение смутного времени быстро захватило режиссёров других стран – от японца Акиры Курасавы до француза Жана-Люка Годара. И хотя лучшие годы film noir, возможно, позади, его стилистика и эстетика продолжают жить в Голливуде и поныне благодаря набирающему силу потоку фильмов в стиле neo-noir и тому, что называется future noirs (шедевр Ридли Скотта «Бегущий по лезвию бритвы» 1982, и «Тёмный город» Алекса Пройаса 1998).
Эрик Джонсон, из статьи «Моя мечта в жанре film noir».

Вот теперь точно - КОНЕЦ.
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments