После феерического понедельника событий было негусто. С утра 15-го показали два фильма с претензиями – причем из стран с совершенно разными кинематографическими традициями.

Первый – иранский «Надер и Симин, развод» (режиссер – Асгхар Фархади).
Претензия в том, чтобы через конфликт между двумя рядовыми иранскими семьями показать ситуацию в иранском обществе в целом. Религиозные ограничения как прикрытие для собственных интересов, необходимость лгать, чтобы защитить свое благополучие и свободу, ущемление прав женщин – все показано через цепочку бытовых ситуаций, ввергающих героев в крайне неприятное положение. Ничего нового в развитии киноязыка фильм не предлагает; однако здесь срабатывает актуальность содержания, очень ценимая на фестивале. При том, что нынешний Берлинале проходит под знаком солидарности с репрессированным иранскими властями режиссером Джафаром Панахи, явно оппозиционно настроенного Фархади могут отметить просто из чувства солидарности.

Второй – немецко-американское «Будущее». Здесь просто эстетические претензии. Миранда Джули сняла историю про чету эксцентричных, на грани шутовства и в поведении, и во внешности молодых персонажей, жизнь которых комментирует умирающий кот. Большую часть фильма Джули показывает, как эта пара откровенно мается дурью. Сделать интеллектуальную, с оттенком абсурда комедию, по-моему, не получилось – весь сюжет кажется просто высосанным из пальца.

Поздно вечером дополз до «Таинственного мира». Совместное производство Испании, Германии, Уругвая, режиссер – Родриго Морено, уже отмеченный в том же Берлине призом Альфреда Бауэра (2006, за «Охранника») за новации в киноискусстве. Хороший образец того лишенного линейного сюжета кинематографа, в котором ничего не происходит. Просто в начале девушка говорит своему парню «Мне нужно время», предлагает пожить некоторое время врозь, и вот парень… нет, не бросается во все тяжкие, а начинает убивать время. Какие-то путешествия, ничем особым не заканчивающиеся, страстные поцелуи с другими девушками, также к новым связям не ведущие, пойти туда, выпить там, купить полудохлый румынский драндулет, почитать спортивно-криминальный роман, сыграть на игральных автоматах… Морено попытался заглянуть в этот таинственный мир человека, в жизни которого ничего не происходит, в мир человека, предоставленного самому себе. Получилось достаточно тонкое, интеллигентное кино, держащее несмотря на даже минимальное развитие событий.
Сегодня с утра 16-го сбежал с турецкого «Наше великое отчаяние» (Сейфи Теоман). Это действительно отчаяние – наблюдать за актерами, старательно выдавливающими из себя глицериновую скорбь, слушать их банальнейшие диалоги, наблюдать всю красоту изжеванного реализма.
В хит-параде критиков, который проводит Screen, произошли серьезные изменения. Вперед вырвался… иранский фильм «Надер и Симин» – 3,6. Предположения о солидарности полностью подтверждаются. На втором месте 2 «Туринская лошадь» Тарра вполне заслуженно. На последнем стойко «Взывая к небесам» - 1,4. Миндадзе в середине списка с отметкой 1,6.
До связи!
Community Info