Верочка (odry_hepdern) wrote in drugoe_kino,
Верочка
odry_hepdern
drugoe_kino

Categories:

"Овсянки", Алексей Федорченко

Вчера посмотрели фильм "Овсянки". В последнее время отчего-то стало модно снимать фильмы про дорожно-тягуче-ржаную русскую жизнь во всей её наивности, ненарочной мерзости и разухабистости. Такие картины завоёвывают места на фестивалях, хоть и похожи одна на другую, как близнецы-инвалиды. Таким и показался мне фильм "Овсянка". Но было много тех впечатлений, о которых хочется рассказать.



Если кто-то не смотрел, действие фильма начинается в глубинке - местечке под названием Ния. У промышленника умирает жена Татьяна, и он вместе со своим то ли работником, то ли другом, едет хоронить её по местному обычаю туда, где молодожёны провели медовый месяц. Вдовца зовут Мирон, а его попутчика - Аист. Перед поездкой Аист купил себе на базаре двух птичек-овсянок. Этот фильм - долгое путешествие по российским дорогам с трупом любимой-веретеницы, которая мужа не любила, в машине с чужим человеком, которому ты рассказываешь самые интимные подробности, о которых и сам с собой обычно молчишь. Так и мы идём через жизнь - с трупами прошлой невзаимной любви за пазухой, открываем свою душу чужим на бесконечной дороге в никуда. Даже суровый малороссийский секс придаёт этому фильму не романтичности и игривости, а пугающей беспросветности. Огромные груди пышной Татьяны - как вестовой столб, который напоминает нам о жизни, от которой мы уже вот триста лет пытаемся сбежать в Европу. По местному обычаю, который автор, скорее всего, выдумал сам, женщину сжигают на берегу Оки и прах её предают воде. Здесь считается хорошо - умереть в воде, тот, кто умер в воде - непременно попадает в лучший мир. Все мечтают об этом. Но топиться плохо и слишком самонадеянно - "Это всё равно, что ты побежишь прямо в рай, обгоняя всех".

Чем-то напоминает Джармушевского мертвеца - только там мертвец вёз сам себя по последнему пути, а тут два мертвеца тащат третьего. И композитор не дотягивает до Янга. Хотя, момент, когда пылала на костре женщина, ради которой они и отправились в этот путь в один конец, произвёл на меня сильное впечатление. Наверное, это кульминация всего фильма - минута, когда Мирон и Аист сжигают всё, что связывало их с прошлой жизнью, и возвращаться для них уже нет смысла. А на всё это смотрят овсянки, слишком мудрые, но запертые в клетке - они уже знают, как всё закончится. На мосту через Волгу овсянки вырываются из клетки и бьются о лобовое стекло, водитель теряет управление. Вода принимает Мирона и Аиста - птицы подарили им бессмертие, а себе свободу.

Удивительно выглядит сочетание древних традиций, корни которых уходят ещё в дохристианскую Русь, и современной техники - джипа, ноутбука, навороченного телефона. Даже для погребального костра Мирон не собирает дрова, а покупает черенки для лопат. Такой странный союз древнего и нового созадёт что-то неповторимое, беспомощное, неприменимое к жизни, но вечное, бессмертное и мудрое. Это как расставить приоритеты и забивать айфоном гвозди, когда молоток потерян, а выжить нужно.

Но всё-таки история не показалась мне слишком глубокой. Всё лежало на поверхности и выпирало так, что незаметить нерафинированную Россию было невозможно. Этот фильм - как дорожный знак перед неровной дорогой. Он означает ровно то, что означает, и ничего больше. Как справедливо заметил друг, с которым мы смотрели кино: "В Америке дают призы фильмам про геев, а у нас - про дремучую и пугающую российскую действительность".
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →