3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

Женщины, женщины / Femmes femmes (1974) П. Веккиали



Фаворит кинокритики 1974 года, один из любимых фильмов Пазолини. Малобюджетная драма, снятая на 16 мм за 18 дней с привлечением на главные роли сестры режиссера Сони Савианж и малоизвестной актрисы Элен Сюржер. Две женщины-актрисы делят между собой квартиру, увлечение актерством и алкоголем, одиночество в личной жизни и как выяснится ближе к концу - одного супруга, попеременно бросившего их известного актера. Элен уже давно отошла от мира искусства, портняжничает на дому, выполняет мелкие заказы по обработке корреспонденции и прибирает в квартирах. Соня наоборот мечтает об актерской славе и наконец получает роль в телевизионном проекте.

Сюжет фильма представляет череду трагикомических скетчей. Соня и Элен репетируют. Соня и Эллен обсуждают соседей. К Элен приходит клиентка с заказом и ворохом воспоминаний. Элен пикируется с соседом, которого бросила жена. Визит эксцентричного доктора, успешная попытка Сони излечить его от икоты и её распросы о вреде алкоголизма. Элен же давно не мыслит жизнь без бокала шампанского, что вызывает тревогу у всё еще уверенной в жизненном успехе Сони. Веккиали включает в свою трагикомедию не только откровенно театральную эксцентрику, но и элементы мюзикла. Поют как главные героини, так и на минутку забредший рассыльный с продуктами.

Стиль съемки фильма подчеркнуто телевизионный, с записанным на площадке живым, очень сочным звуком, наиболее близок картине формат телеспектакля. Длинные планы с фронтальным панорамированием и декорациями на переднем плане и актрисой на втором. Отъезды и наезды, подвижная камера часто просто крутится возле персонажей. Многим нашим зрителям "Женщины, женщины" в чем-то напомнят телеспектакль "Опасный поворот (1972) Басова, с его рекордным количеством бутылок с разнообразной алкогольной продукцией и проглатываемых актерами шот- и лонг-дринков (да и вообще продукцию советского телевидения типа "Кабачок 13 стульев" и экранизации Сименона). Центральная же песня оттуда, фокстрот Баснера и Матусовского легла бы в фильм Веккиали просто идеально:

"И вот чуть-чуть оттаяло окно,
Уже стакан ваш опустел на треть,
Пусть душу вам согреть не суждено,
Зато хоть руки можно отогреть".

Но фильм безусловно не так прост. Советская критика с большим удовольствием писала бы о страхах маленького человека в капиталистическом обществе, об экономических трудностях простых парижан, о никому не нужном искусстве. Но для Веккиали вся эта клоунада и милая наивная театральщина в духе 30-х годов на фоне жизненных трудностей двух женщин - повод рассказать о настоящем экзистенциальном ужасе поселившемся в их душах. "Дети райка" (1945) Карне, пожалуй, наиболее близкий по духу фильм. У Карне камера, внезапно врывающаяся со сцены в закулисье, переходит к рассказу о внутренних драмах актеров, призванных изображать эти драмы. У Веккиали за тревожный шорох времени и звенящую пустоту в душах героинь отвечают поскрипывание половиц, стук каблуков и невероятно атмосферно снятая квартира Сони и Элен. Увешанная портретами кинозвезд она мила и уютна, но постепенно меж её стен начинает кружить вихрь. Подшучивание друг на другом, забавные перебранки и кривляние - но вот происходит слом и некогда уверенная в себе Соня впадает в запой. Сцены алкогольных галлюцинаций в "Потерянном уикенде" (1945) Уайлдера и "Красном круге" (1970) Мельвиля, с опухшими от пьянства, небритыми и потными мужчинами в исполнении Милланда и Монтана пугают. Женский делирий с облизывающими летучими мышами, словно блузки висящими в платяном шкафу, получился не пугающим, а будоражащим, отвечающим за переключение регистра, за переход от фарса к драме.

Портреты кинозвезд выполняют у Веккиали прямо-таки годаровскую функцию, когда чужеродное (пусть и оправданное тут сюжетом) изображение помогает посмотреть по новому на уже виденное. Веккиали откровенно монтажно совмещает эти роскошные гламурные фотографии из лучших фотоателье со снятыми в реалистическом ключе лицами Сони и Элен. И перед нами появляются Соня и Элен как множество разных женщин: немолодые женщины, женщины актерствующие, женщины чарующие, женщины потерянные. И совершенно неожидан вывод Веккиали в последнем эпизоде с долгими финальными криками и завываниями Сони, медленно сползающей в отчаянии как раз у стены с этими портретами. Мы видели Соню и Элен как обаятельных, остроумных, доброжелательных женщин. Но мы никогда не видели их женщинами-загадками, женщинами-сфинксами. Теми женщинами, в чье непостижимое молчаливое очарование мужчина проваливается как в омут, превращается в кролика, загипнотизированного удавом. Но что это в конечном счете, эти женские загадочность и шарм? Персональные женские чары, внутренняя цельность или магия искусства? Веккиали дает сразу три ответа на один вопрос и кинематографической магией своего фильма в первую очередь. Фильм хорош своей непредсказуемостью, никогда не знаешь что будет дальше: острота доктора, плач заказчицы или совершенно фантастическая сцена в баре с его душевным хозяином. Думается только два режиссера могли бы снять римейк этого фильма, где самая обычная разбитая бутылка шампанского становится метафорой разбитой судьбы, разговор за чисткой картофеля включает в себя отсылки в диапазоне от Чехова до Акерман и Альмадовара, музыкальные номера предвещают эстетику позднего Алена Рене, а женские образы врезаются в память навсегда - это Кира Муратова и Хэл Хартли.























+ бонус:

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments