тот самый некто кто-то (propatria) wrote in drugoe_kino,
тот самый некто кто-то
propatria
drugoe_kino

Category:

Увидеть настоящую советскую молодёжь 60-ых

"Новая волна" была и в нашем кино

Что такое честное, искреннее кино про молодёжь определённой эпохи? Не комедийное, не привязанное к определённым субкультурам или событиям.
Можно конечно искать документалистику - там вроде бы всё фотографически верно.
Но если хочется понять по диалогам, работе кинохудожника - общую картину бытности, жизнеполагания молодых людей того времени, их нравы, любовь, дружбу?

Французам повезло. У них в кинематографе была великая "новая волна" 60-х с непревзойдёнными (даже позднее самими собой) Годаром, Трюффо, Ромером и другими. Они оставили не просто киноленты, а слепки действительности, пусть романтизированные, но тем самым ещё более проникновенные, позволяющие перенести на себя опыт героев.

А что у нас? Ведь в СССР тоже были шестидесятые. И помимо абстрактных комсомольцев из политизированных фильмов была простая городская молодёжь. Не идеальная по характеру, развлекающаяся, с нерешёнными вечными проблемами: отношением "отцов и детей", неразделёнными чувствами, поиском своего места в окружающем мире.
Вечеринки вне "системы", диалоги вне "политического курса страны", нежелательная по мнению руководителей ЦК мода и музыка, настоящие дворы, реальные разговоры нескольких парней, идущих по Чистопрудному бульвару 64-го года...
Что может дать нам их опыт, что могли бы сказать подлинного об эпохе фильмы, где бы всё это присутствовало?

Это уже гораздо позднее - в "Перестройку" появился Соловьёв с его "Чёрной розой...", "Ассой", Шахназаров с "Курьером". И у нас вместе с их картинами появились такие живые образы 80-ых.
Ну а шестидесятые? Неужели всё так беспросветно и скучно?

К счастью есть всего несколько картин, которыми талантливые и смелые авторы (в первую очередь М.Хуциев) всё же доносят до нас "действительность", "эпоху" в их чистом виде. Картины с их молодыми героями оказались неугодными в своё время , а сейчас неизвестны и многим из нас, потому что просто затерялись в массиве всего советского кинематографа.
Я упомяну три из них.

"Застава Ильича". В 1964 г. выпущен под названием «Мне двадцать лет». Восстановлен и выпущен в 1988 г. на к/с им. Горького. Киноповесть о молодежи шестидесятых годов. Николай, Слава и Сережа — очень разные и по характеру, и по образу жизни. Но это не мешает их дружбе. Когда перед одним из молодых людей встает сложная этическая проблема (ему предлагают стать доносчиком), он делится этим с товарищами. Мнения расходятся, и давняя дружба дает трещину. Использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Риммы Казаковой, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной.
В фильме снимается молодой А.Тарковский.

Картина "замечена" непосредственно Н.Хрущёвым, благодаря чему стала неугодной и отправилась на целые годы на дальние полки фильмофондов. В качестве своеобразного описания фильма процитирую генсека:


"...Нам в предварительном порядке показали материалы к кинофильму с весьма обязывающим названием: "Застава Ильича". Картина ставится режиссером тов. М. Хуциевым на киностудии им. М. Горького под художественным руководством известного кинорежиссера тов. С. Герасимова. Надо прямо сказать, что в этих материалах есть волнующие места.  Но они, по сути дела, служат прикрытием истинного смысла картины, который состоит в утверждении неприемлемых, чуждых для советских людей идей и норм общественной и личной жизни. Поэтому мы выступаем решительно против такой трактовки большой и важной темы. [...]
Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней — не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. [...]"
 



"Июльский дождь". 1966 год. Режиссёр-постановщик: Марлен Хуциев.
Герои фильма — московские молодые "интеллектуалы" периода «оттепели». Посиделки на кухнях, пикники с друзьями, чтение стихов и разговоры до утра. И переоценка ценностей, типичная для людей в тридцать лет. Выработка собственных взглядов на то, как относиться к пошлости, лицемерию, черствости. Именно эта работа идет в душе Лены. Отношения с возлюбленным, поначалу представлявшие собой почти «идеальную картинку», постепенно перестают устраивать ее, со многими вещами она не может смириться.
Добавлю сюда описание такой важной вещи в "нововолновых" фильмах как "пространство". Почему Москва 60-ых стала героем фильма?
"Если бы не Москва, фильм Хуциева «Июльский дождь» получился бы втрое короче.Я не знаю другого такого примера, когда с сюжетной точки зрения нефункциональное пространство так своевольничало бы в фильме. Москва — существо тихо-романтическое, рядом с ней приятно чувствовать себя рассеянно-никому-ненужным, в ее толпе нет гнетущей ущербной клаустрофобичности, толпа очеловечена. Ее беспорядочный бег мимо строящегося Нового Арбата, мимо однотипной унылости афиш бездарных фильмов […], мимо […] аппаратов газированной воды, мимо 403-х, 407-х и 401-х «Москвичей» и 21-х «Волг», мимо ЗИМов с шашечками маршрутного такси, мимо неэкологических бочек с хлебным квасом, мимо афиш, возвещающих о приезде Жака Бреля. Бег толпы неироничен, […] и она сама хватает тебя за руку и выводит — куда-то за кольцевую, чтобы показать, как выводок «Ракет» […] нахохлился от осенней стужи где-то в районе Клязьминского водохранилища, и тут же, не переводя дыхание, вытягивает тебя куда-то в центр, где, кажется, на улице 25 Октября (ныне — Никольская), около магазина «Восток» (ныне, наверное, Casio), героине фильма Лене предложил свой пиджак некто Женя, чей облик мы в течение всего фильма будем мучительно вспоминать […]." (RussianCinema)



"Любить". 1968 год. Режиссёры: Михаил Калик, Инна Туманян
То, что этот фильм, необычный по устройству и жанру, неизвестен зрителю - особенно обидно. 
"Авторы фильма «Любить» попытались осмыслить значение этого слова для своих современников, и поэтому столь непривычно назван жанр их картины, сочетающей методы поэзии и социологии: «Несколько обычных историй с анкетами и наблюдениями». " (RussianCinema)
Добавлю, что такого количества модников и модниц, вы не увидите ни в каком другом советском фильме. Смотришь картину и не веришь, что люди на улицах выглядели именно так. Совсем не похоже на простого советского человека в массовых картинах.

Трейлер к фильму "Любить", созданный студентами ВГИКа уже в наше время:

 


все три картины можно скачать здесь



Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →