Фильм Абрама Роома «Строгий юноша» (1936 г.) - отдельная страница в советском кинематографе. Своеобразна картина по своему содержанию и визуальному ряду. Снята она по мотивам романа Ю. Олеши «Зависть» и является философско-романтической драмой. Если бы фильм не запретили специальным постановлением треста «Украинфильм», он вполне бы мог положить начало новому кино не только в СССР, но и в мире. Но шансы увидеть экраны у «Строгого юноши» были равны нулю.
Фильм был обвинен в формализме, в эстетических выкрутасах, идеологической несостоятельности. Конечно это обвинение было самым тяжелым. Хотя с точки зрения исторической фильму «Строгий юноша» повезло гораздо больше чем «Бежину лугу» Эйзенштейна – от него остался лишь фотофильм.
Запрет фильма сопровождался громкой кампанией в прессе, которая носила показательный характер. Травлей в прессе сопровождали запрет таких фильмов как «Прметей» Ивана Кавалеридзе, «Бежин луг» С. Эйзенштейна, «Закон жизни» Б. Иванова и А. Столпера. И это лишь отдельные примеры.
Чем же так был плох фильм с точки зрения
цензоров? Фильм, без сомнения, был создан вне рамок
метода социалистического реализма, который стал догматичным в кино с 1935 года.
В нем есть много от эстетики сюрреализма и экспрессионизма. Оператор Ю. Екельчик владел сложным приемом
снимать красиво белое на белом. Этот прием был задействован в фильме, что
придало изображению легкость и прозрачность .
Украшают филь и
прекрасные своеобразные диалоги, которые чем-то современному зрителю могут
напомнить муратовские… Эту картину могу
рекомендовать как безусловный шедевр. (А еще в нем появляется совсем молодая
еще Валентина Серова)))
Другой герой – профессор Степанов, светило
советской медицинской науки. И здесь зритель должен был видеть трудолюбивого,
порядочного, скромного советского ученого, который готов жизнь свою положить на
научный алтарь. Но в фильме мы видим колоритного персонажа с сильным
гедонистическим уклоном, который при себе держит подлизу и льстеца Цитронова.
Community Info