прокіно (movie_ton) wrote in drugoe_kino,
прокіно
movie_ton
drugoe_kino

Category:

"Строгий юноша" в суровых советских буднях.

     

 

    Фильм Абрама Роома «Строгий юноша» (1936 г.) - отдельная страница в советском кинематографе. Своеобразна картина по своему содержанию и визуальному ряду. Снята она  по мотивам романа Ю. Олеши «Зависть» и является философско-романтической драмой. Если бы фильм не запретили специальным постановлением треста «Украинфильм», он вполне бы мог положить начало новому кино не только в СССР, но и в мире. Но шансы увидеть экраны у «Строгого юноши» были равны нулю.

    Фильм был обвинен в формализме, в эстетических выкрутасах, идеологической несостоятельности. Конечно это обвинение было самым тяжелым.  Хотя с точки зрения исторической фильму «Строгий юноша» повезло гораздо больше чем «Бежину лугу» Эйзенштейна – от него остался лишь фотофильм.

    Запрет фильма  сопровождался громкой кампанией в прессе, которая носила показательный характер. Травлей в прессе сопровождали запрет таких фильмов как «Прметей» Ивана Кавалеридзе, «Бежин луг» С. Эйзенштейна, «Закон жизни» Б. Иванова и А. Столпера. И это лишь отдельные примеры.

     Чем же так был плох фильм с точки зрения цензоров?

Выделю лишь некоторые важные моменты. В первую  очередь это герои фильма и их поступки. Главный герой картины – склонный к философским размышлениям студент и комсомолец Гриша Фокин, безнадежно влюбленный в замужнюю женщину, которая старше его лет на 10, а то и больше. Гриша совсем не похож на героев сталинского кинематографа, которые не думают, а действуют, за них уже давно подумала партия и Сталин. Цель их жизни – служение наивысшей Цели, которая есть служение партии и вождю и строительство коммунизма. Гриша Фокин тоже хочет строить коммунизм, но его беда в том, что он слишком много думает и рассуждает, он слишком романтичен и нежен. Его руки не работали в поле, не водили трактор и не убирали навоз из под колхозных свиней. Он человек Возрождения любопытный и энергичный. Свои мысли о построении идеального общества Гриша, в одном из эпизодов, вещает в раздевалке бани, среди античных статуй и барельефа с изображение Сталина, Ленина, Маркса и Энгельса.    

   Другой герой – профессор Степанов, светило советской медицинской науки. И здесь зритель должен был видеть трудолюбивого, порядочного, скромного советского ученого, который готов жизнь свою положить на научный алтарь. Но в фильме мы видим колоритного персонажа с сильным гедонистическим уклоном, который при себе держит подлизу и льстеца Цитронова.

 Фильм, без сомнения, был создан вне рамок метода социалистического реализма, который стал догматичным в кино с 1935 года. В нем есть много от эстетики сюрреализма и экспрессионизма.  Оператор Ю. Екельчик владел сложным приемом снимать красиво белое на белом. Этот прием был задействован в фильме, что придало изображению легкость и прозрачность . 

Украшают филь и прекрасные своеобразные диалоги, которые чем-то современному зрителю могут напомнить муратовские…

Эту картину могу рекомендовать как безусловный шедевр. (А еще в нем появляется совсем молодая еще Валентина Серова)))

Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments