3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

Карлос / Carlos (TV mini-series 2010) О. Ассаяса



Трехсерийный тв-фильм о жизни звезды терроризма Карлоса Шакала (кличка из романа Форсайта). Венесуэлец Ильич Рамирес Санчес (1949 г. рождения) вырос в Лондоне, учился в Лондонской школе экономики и Университете дружбы народов в Москве. Повальное увлечение молодежи левыми идеями в 70-е сделало крен в сторону терроризма. Карлос, также как и члены RAF, считает, что демонстрациями ничего не изменишь. Поэтому он едет в Палестину и в 1973 году получает первое задание от местного посредника Вади Хаддада - убить еврейского владельца торговой сети Marks & Spencer. Это ответ палестинцев на убийство в Париже Моссадом их основного европейского координатора.

Карлос не раздумывает. Элегантно одетый, пухлогубый мачо-латинос, ужинающий с красивыми женщинами в хороших ресторанах, с пистолетом врывается в дом бизнесмена и расстреливает беззащитного старика. И вся дальнейшая его жизнь с этого момента - беготня по европейским и арабским странам, теракты и женщины. Ассаяс сначала собирался снять историю захвата Карлоса в Судане в 1994 году французской полицией. Но фигура террориста и его жизнь оказались настолько интересны, что Ассаяс экранизировал весь период его активности.

По стилистике фильм ближе всего к "Комплексу Баадера-Майнхофф", такое же элегантное ретро про лихую террористическую жизнь, автоматы, секс и рок-н-ролл. Старые тачки, одежный шик и прически, чуть обесцвеченная под старый "Кодак" пленка, шустрая камера и монтаж, английские арт-панки "Wire" на саундтреке. Эдель показал рафовцев крайне раскованным, просто хулиганствующим молодняком, одержимым бунтарством и местью буржуазному обществу. В отличии от Шлендорфа и фон Тротты он никак не касался ни общей моральной обстановки в Германии, ни травмы нацистским прошлым. В его трактовке молодежь просто чрезмерно увлеклась налетами и стрельбой и сгинула в тюрьме. Ассаяс также не касается Вьетнама, а о марксизме, Че Геваре и капиталистической эксплуатации упоминает лишь в общих чертах. В центре фильма личная жизнь Карлоса, первополосного налетчика, изгоя и заключенного.

Пользуясь теми же приемами что и Эдель, Ассаяс копает гораздо глубже, а в плане кинематографической выразительности и эффективнее. Карлос получился у него натуральным Хищником, который от разговоров про борьбу за Палестину быстро приходит к терроризму как к опасному спорту и отличному бизнесу. Мужской темперамент Карлоса кидает его в опасные заварушки и объятья революционно настроенных студенток, которых он снимает в прокуренных клубах с портретами Че и песнями герильеро со сцены. В этом и состоит для него весь кайф борьбы за права угнетенных.

Безжалостный убийца, он кидает гранаты в парижском ресторане Les Deux Magots (его посещали Сартр, Пикассо, Трюффо, а Жан Эсташ снимал там "Мамочку и шлюху"). Эта акция призвана ускорить решение французов в отношении японских подельников Карлоса, захвативших французской посольство в Гааге. Французский посол, участник Сопротивления, в разговоре с захватчиками прямо называет их тактику фашистской. И в дальнейшем все действия Карлоса будут являться элементарным запугиванием и вымогательством. Наиболее показательным моментом становится эпизод захвата конференции ОПЕК в Вене в декабре 1975 года.

По плану Хаддада, задумавшего это мероприятие, захват должен решить проблему Ирака и лично Саддама Хусейна - убрать министров нефти Саудовской Аравии и Ирана, взвинтить цены на нефть и таким образом покрыть издержки на борьбу с курдами. Для Карлоса же это новая ступенька к мировому почету. Он уже засветился в газетах, расстреляв в Париже трех агентов спецслужб и их осведомителя. В финале операции он позирует репортерам из окна черного лимузина с сигарой в зубах и в берете а-ля Че Гевара. Но сам захват конференции оказывается чистым провалом.

С Карлосом идут еще четверо - два араба и два рафовца. Один из арабов - контролер Хаддада и может подменить Карлоса в случае чего, так как только они вдвоем знают реальную цель операции. Рафовцы же просто боевики с идеологическим уклоном. Ханс-Йоахим Кляйн, интеллигент, возивший Сартра в тюрьму к Баадеру, не склонен к избыточному насилию и уже начинает сомневаться в своих поступках. Габриэле Крочер-Тидеман (блестящее сыгранная Юлией Хаммер) натурально одержимая, убивающая полицейского просто за то, что он полицейский.

Террористы врываются в практически неохраняемый зал и Карлос делает первую ошибку (да и вообще вся его деятельность сплошные промахи и идиотские ляпы) - убивает экономиста-ливийца и теперь о помощи Каддафи можно забыть. Сначала нефтяные министры перепуганы, иранцы и саудовцы пишут прощальные письма, венесуэлец пытается торговаться с земляком Карлосом за их жизни. Когда же самолет с половиной собравшихся министров прилетает в Алжир у Карлоса уже начинают брать автографы.

Известных актеров в фильме не наблюдается, но играют все просто шикарно. Шейх-министр Ямани - смертельно перепуганный чиновник, старающийся сохранить достоинство, австрийские пилоты - упертые блондинистые профи, демонстрирующие откровенное презрение к бандитам, усатый министр иностранных дел Алжира просто роскошен как гостеприимный хозяин и опытный торгаш. Карлос в результате соглашается взять деньги, отпускает министров - ответом ему истерика Габриэллы и агрессия араба, не сумевшего выполнить приказ начальника.

По возвращении Хаддад обьясняет Карлосу, что не жалкие миллионы цель захвата конференции ОПЕК и что он уволен как солдат, нарушивший субординацию. И в дальнейшем свободолюбивый Карлос сам начнет требовать беспрекословного подчинения, которое Ассаяс увязывает с сексуальным доминированием.

Сериал чрезвычайно насыщен сюжетными линиями, противостоянием персонажей, политическими интригами, в кадре мелькают Париж, Берлин, Будапешт, Дамаск, Хартум, все реплики произносятся на родных для персонажей языках (хуже всего, просто карикатурно сыгран Андропов, западные актеры даже минимальную реплику отрабатывают в полным вживанием в роль). Очень смешные сцены стычки с венгерской полицией, пытающейся выкурить Карлоса и его группу из своей страны. Штази, с портретами Хонеккера в уютных кабинетах, хоть и помогает Карлосу, но затем также пытается слить его, чтобы не мараться кровью. Карлос отбивает феминистку Магдалену Копп у немецкого напарника Йоханнеса Вайнриха. Кляйн бросает террор, пишет мемуары и уходит в бега - прежде всего опасаясь бывших друзей. "Чаушеску предлагает нам деньги за нападение на радиостанцию "Свободная Европа"! В целом же в понимании Ассаяса террор - прямо-таки бизнес на трупах и идеологический обман рядовых сторонников.

Начав с борьбы с капитализмом Карлос сам становится бизнесменом с желтым мерседесом, женой, ребенком, походами к проституткам, заказами и полным погружением в транспортные и прочие деловые проблемы. Но выводы в духе "Убить дракона" оставим наивной советской интеллигенции. С окончанием холодной войны Карлос теряет покровителей, его бросает жена, здоровье ни к черту, а суданцы уже вовсю начинают разыгрывать его как пешку в переговорах с французами. У Карлоса появляется неприятное оплывшее мурло, перед нами человек имеющий крайне плохую репутацию, даже по циничным меркам капиталистических политиков и тоталитарных спецслужб. Карлос просто заигрался в терроризм, а его беспринципность и аморальность избыточны и для ЦРУ.

Эдгар Рамирес сыграл Карлоса с харизмой Дель Торо и драйвом Де Ниро, актер специально пополнел и каждый день из 21-го года жизни Карлоса выглядит без натяжек. Сериал смотрится на одном дыхании, вся эта сложная махина тикает как часовой механизм (естественно подключенный к бомбе). Да и как может быть не интересен фильм про 70-е и 80-е, где всю дорогу машут оружием, угрожают беззащитным людям, уходят от слежки, истерят, пьют и курят и попадают из гранатомета не по тому самолету.

Но Ассаяс не во всем точен. До своих первых терактов Карлос сражался в Палестине с иорданскими войсками и имел косвенное отношение к захвату четырех израильских самолетов палестинцами в 1970 году. Студенты отвезли раненого полицейского в больницу, а не сбежали. Знаменитый адвокат террора Жак Вержес показан очень утрированно. В фильме не сказано, что он имел похожие на романтические отношения со своей подзащитной, женой Карлоса, схваченной в Париже при подготовке к теракту. Его адвокатская деятельность изображена как обычная демагогия. Барбет Шредер же в своем фильме говорит о специфической жизненной позиции настоящего радикального левака Вержеса, защищавшего террористов и политических преступников в провокационном стиле, чтобы показать обществу и его собственное пристрастие к насилию, и сами истоки террора в общей политике государств превращать страны третьего мира в колонии и закрывать на всё глаза, когда нужно посотрудничать с теми же Сирией и Ираком.

Фильм существует в 2-х версиях: кинотеатральная (165 минут) и телевизионная (332 минуты).







































Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments