Трехсерийный тв-фильм о жизни звезды терроризма Карлоса Шакала (кличка из романа Форсайта). Венесуэлец Ильич Рамирес Санчес (1949 г. рождения) вырос в Лондоне, учился в Лондонской школе экономики и Университете дружбы народов в Москве. Повальное увлечение молодежи левыми идеями в 70-е сделало крен в сторону терроризма. Карлос, также как и члены RAF, считает, что демонстрациями ничего не изменишь. Поэтому он едет в Палестину и в 1973 году получает первое задание от местного посредника Вади Хаддада - убить еврейского владельца торговой сети Marks & Spencer. Это ответ палестинцев на убийство в Париже Моссадом их основного европейского координатора.
Карлос не раздумывает. Элегантно одетый, пухлогубый мачо-латинос, ужинающий с красивыми женщинами в хороших ресторанах, с пистолетом врывается в дом бизнесмена и расстреливает беззащитного старика. И вся дальнейшая его жизнь с этого момента - беготня по европейским и арабским странам, теракты и женщины. Ассаяс сначала собирался снять историю захвата Карлоса в Судане в 1994 году французской полицией. Но фигура террориста и его жизнь оказались настолько интересны, что Ассаяс экранизировал весь период его активности.
По стилистике фильм ближе всего к "Комплексу Баадера-Майнхофф", такое же элегантное ретро про лихую террористическую жизнь, автоматы, секс и рок-н-ролл. Старые тачки, одежный шик и прически, чуть обесцвеченная под старый "Кодак" пленка, шустрая камера и монтаж, английские арт-панки "Wire" на саундтреке. Эдель показал рафовцев крайне раскованным, просто хулиганствующим молодняком, одержимым бунтарством и местью буржуазному обществу. В отличии от Шлендорфа и фон Тротты он никак не касался ни общей моральной обстановки в Германии, ни травмы нацистским прошлым. В его трактовке молодежь просто чрезмерно увлеклась налетами и стрельбой и сгинула в тюрьме. Ассаяс также не касается Вьетнама, а о марксизме, Че Геваре и капиталистической эксплуатации упоминает лишь в общих чертах. В центре фильма личная жизнь Карлоса, первополосного налетчика, изгоя и заключенного.
Пользуясь теми же приемами что и Эдель, Ассаяс копает гораздо глубже, а в плане кинематографической выразительности и эффективнее. Карлос получился у него натуральным Хищником, который от разговоров про борьбу за Палестину быстро приходит к терроризму как к опасному спорту и отличному бизнесу. Мужской темперамент Карлоса кидает его в опасные заварушки и объятья революционно настроенных студенток, которых он снимает в прокуренных клубах с портретами Че и песнями герильеро со сцены. В этом и состоит для него весь кайф борьбы за права угнетенных.
Безжалостный убийца, он кидает гранаты в парижском ресторане Les Deux Magots (его посещали Сартр, Пикассо, Трюффо, а Жан Эсташ снимал там "Мамочку и шлюху"). Эта акция призвана ускорить решение французов в отношении японских подельников Карлоса, захвативших французской посольство в Гааге. Французский посол, участник Сопротивления, в разговоре с захватчиками прямо называет их тактику фашистской. И в дальнейшем все действия Карлоса будут являться элементарным запугиванием и вымогательством. Наиболее показательным моментом становится эпизод захвата конференции ОПЕК в Вене в декабре 1975 года.
По плану Хаддада, задумавшего это мероприятие, захват должен решить проблему Ирака и лично Саддама Хусейна - убрать министров нефти Саудовской Аравии и Ирана, взвинтить цены на нефть и таким образом покрыть издержки на борьбу с курдами. Для Карлоса же это новая ступенька к мировому почету. Он уже засветился в газетах, расстреляв в Париже трех агентов спецслужб и их осведомителя. В финале операции он позирует репортерам из окна черного лимузина с сигарой в зубах и в берете а-ля Че Гевара. Но сам захват конференции оказывается чистым провалом.
С Карлосом идут еще четверо - два араба и два рафовца. Один из арабов - контролер Хаддада и может подменить Карлоса в случае чего, так как только они вдвоем знают реальную цель операции. Рафовцы же просто боевики с идеологическим уклоном. Ханс-Йоахим Кляйн, интеллигент, возивший Сартра в тюрьму к Баадеру, не склонен к избыточному насилию и уже начинает сомневаться в своих поступках. Габриэле Крочер-Тидеман (блестящее сыгранная Юлией Хаммер) натурально одержимая, убивающая полицейского просто за то, что он полицейский.
Террористы врываются в практически неохраняемый зал и Карлос делает первую ошибку (да и вообще вся его деятельность сплошные промахи и идиотские ляпы) - убивает экономиста-ливийца и теперь о помощи Каддафи можно забыть. Сначала нефтяные министры перепуганы, иранцы и саудовцы пишут прощальные письма, венесуэлец пытается торговаться с земляком Карлосом за их жизни. Когда же самолет с половиной собравшихся министров прилетает в Алжир у Карлоса уже начинают брать автографы.
Известных актеров в фильме не наблюдается, но играют все просто шикарно. Шейх-министр Ямани - смертельно перепуганный чиновник, старающийся сохранить достоинство, австрийские пилоты - упертые блондинистые профи, демонстрирующие откровенное презрение к бандитам, усатый министр иностранных дел Алжира просто роскошен как гостеприимный хозяин и опытный торгаш. Карлос в результате соглашается взять деньги, отпускает министров - ответом ему истерика Габриэллы и агрессия араба, не сумевшего выполнить приказ начальника.
По возвращении Хаддад обьясняет Карлосу, что не жалкие миллионы цель захвата конференции ОПЕК и что он уволен как солдат, нарушивший субординацию. И в дальнейшем свободолюбивый Карлос сам начнет требовать беспрекословного подчинения, которое Ассаяс увязывает с сексуальным доминированием.
Сериал чрезвычайно насыщен сюжетными линиями, противостоянием персонажей, политическими интригами, в кадре мелькают Париж, Берлин, Будапешт, Дамаск, Хартум, все реплики произносятся на родных для персонажей языках (хуже всего, просто карикатурно сыгран Андропов, западные актеры даже минимальную реплику отрабатывают в полным вживанием в роль). Очень смешные сцены стычки с венгерской полицией, пытающейся выкурить Карлоса и его группу из своей страны. Штази, с портретами Хонеккера в уютных кабинетах, хоть и помогает Карлосу, но затем также пытается слить его, чтобы не мараться кровью. Карлос отбивает феминистку Магдалену Копп у немецкого напарника Йоханнеса Вайнриха. Кляйн бросает террор, пишет мемуары и уходит в бега - прежде всего опасаясь бывших друзей. "Чаушеску предлагает нам деньги за нападение на радиостанцию "Свободная Европа"! В целом же в понимании Ассаяса террор - прямо-таки бизнес на трупах и идеологический обман рядовых сторонников.
Начав с борьбы с капитализмом Карлос сам становится бизнесменом с желтым мерседесом, женой, ребенком, походами к проституткам, заказами и полным погружением в транспортные и прочие деловые проблемы. Но выводы в духе "Убить дракона" оставим наивной советской интеллигенции. С окончанием холодной войны Карлос теряет покровителей, его бросает жена, здоровье ни к черту, а суданцы уже вовсю начинают разыгрывать его как пешку в переговорах с французами. У Карлоса появляется неприятное оплывшее мурло, перед нами человек имеющий крайне плохую репутацию, даже по циничным меркам капиталистических политиков и тоталитарных спецслужб. Карлос просто заигрался в терроризм, а его беспринципность и аморальность избыточны и для ЦРУ.
Эдгар Рамирес сыграл Карлоса с харизмой Дель Торо и драйвом Де Ниро, актер специально пополнел и каждый день из 21-го года жизни Карлоса выглядит без натяжек. Сериал смотрится на одном дыхании, вся эта сложная махина тикает как часовой механизм (естественно подключенный к бомбе). Да и как может быть не интересен фильм про 70-е и 80-е, где всю дорогу машут оружием, угрожают беззащитным людям, уходят от слежки, истерят, пьют и курят и попадают из гранатомета не по тому самолету.
Но Ассаяс не во всем точен. До своих первых терактов Карлос сражался в Палестине с иорданскими войсками и имел косвенное отношение к захвату четырех израильских самолетов палестинцами в 1970 году. Студенты отвезли раненого полицейского в больницу, а не сбежали. Знаменитый адвокат террора Жак Вержес показан очень утрированно. В фильме не сказано, что он имел похожие на романтические отношения со своей подзащитной, женой Карлоса, схваченной в Париже при подготовке к теракту. Его адвокатская деятельность изображена как обычная демагогия. Барбет Шредер же в своем фильме говорит о специфической жизненной позиции настоящего радикального левака Вержеса, защищавшего террористов и политических преступников в провокационном стиле, чтобы показать обществу и его собственное пристрастие к насилию, и сами истоки террора в общей политике государств превращать страны третьего мира в колонии и закрывать на всё глаза, когда нужно посотрудничать с теми же Сирией и Ираком.
Фильм существует в 2-х версиях: кинотеатральная (165 минут) и телевизионная (332 минуты).
Community Info