lolique atabawa (lolique) wrote in drugoe_kino,
lolique atabawa
lolique
drugoe_kino

Category:

С течением времени / Im Lauf der Zeit

Жанр: роуд-муви

Год: 1976

Длительность: 175 мин.

Режиссер: Wim Wenders

В главных ролях: Rüdiger Vogler, Hanns Zischler


Награды:

1976 — приз ФИПРЕССИ — Каннский МКФ;
Golden Hugo — Чикагский МКФ

Ахтунг - спойлеры, практически пересказ фильма.
Ахтунг нумеро цвай - текст чудовищно большой. прошу прощения, лаконизм меня покинул.

Руди Фоглер проснулся в кабине своего грузовика, голый и белый як глиста по выражению тетушки Марины. Светло улыбаясь и не скрывая от равнодушной природы обнаженных членов, бормоча себе под нос: "и приснится же такая херня...", вылезает он из машины и облачается в белые трусики и смешной вельветовый комбинезон, какие носят простые работяги (комбез,  а не трусики, а впрочем...). Руди, как это только он умеет - прост, естественнен и невинен как Адам в Раю. Берег Эльбы тих и безлюден, по ту сторону мертвая тишина - граница с ГДР. Руди принимается неторопливо бриться, когда издалека до него (и до нас) доносится смутное жужжание. это Камикадзе. он мчится, скрючившись в маленьком фольксвагене, на огромной скорости, сжав руль побелевшими руками, на лице квази-спокойная улыбочка, в окно выброшена разорванная фотография, впереди сонная Эльба. Камикадзе влетает в реку на огромной скорости СПЛАААШШШ. Руди роняет помазок и - вот неожиданность - начинает смеяться. 

и правильно делает. никто не погиб, шикарный полет закончился пшиком. машина медленно и плавно уходит под воду, печально булькая. Камикадзе недовольно выбирается из люка на крыше машины, не забыв прихватить помятый серебристый чемоданчик, жалко обвязанный ремнем, чтобы не развалился, как развалилась, очевидно, вся жизнь неслучившегося самоубийцы. Он плывет к берегу, где его ждет иронично посмеивающийся Король Дорог - Руди. Вот и познакомились! 

Этих двух ждет неизбежная дружба. они одиноки, свободны, умны, молчаливы. Камикадзе убежал от прошлого, Король Дорог застрял в настоящем и упорно избегает мыслей о будущем. что касается отношений с другими людьми - им никто не нужен, никто. весь фильм Камикадзе пытается позвонить жене, от которой ушел, но так и не продвигается дальше набора номера. Король Дорог, судя по всему, тоже не ладит с женщинами. как он позже признается, он желает каждую, буквально каждую, но жить с ними долго не может, потому что как только ты начинаешь жить с женщиной, ты еще острее понимаешь, что "одинок до мозга костей" в этом мире.  

Так начинается последний немецкий роуд муви Вендерса. герои едут вдоль немецко-немецкой границы (была тогда такая), по деревням и поселкам, где Король Дорог чинит сломанные кинопроекторы в мертвых кинотеатрах. Искусство кино умирает. как сухие трупики пчел зимой, лежат обрывки пленок в проекторских, в то время как народ смотрит глянцевое импортированное насилие, тупое порно, а киномеханики, отвернувшись от экрана печально дрочат в одиночестве (буквально, кстати оч. грустная сцена). В кинозалах пусто, на афишах белые пятна. 

Фильм без надрыва и пафоса плавно уводит нас в черно белую страну лаконичности, одиночества, нежности, разобщенности и воспоминаний. 

Все, что так нравилось мне в других фильмах, вдруг вслыло в этом шедевре. И черные силуэты мужчин тихой ночью в лодке на реке, залитой лунным светом, в обрамлении ажурных ив. то ли они убегают от чего то, то ли ищут что то сокровенно важное. Да ведь это же уже снимал Джармуш в Down by Law? уже снимал? хехе. Вендерс снял в 76, а Джармуш в 86. ну ладно, не будем намекать. :))

А это горькое чувство обиды, с которым герой видит старый дом своего детства, заброшенный и развалившийся, совершенно пустой, в пыли, в истлевших тряпках, наброшенных на сломанную мебель.  Обида заставляет его схватить первый попавшийся под руку тяжелый предмет и запустить им в мутное окно. пусть сыпется со звоном дождь осколков, расколется затхлая тишина, полная воспоминаний, развалятся в труху остатки детства. потом он садится и бессильно плачет, хороня старую боль. Да ведь это ж в Форресте Гампе было! как же, как же, помним - чудесная сцена с Робин Райт, она там точно так же швыряется, а потом рыдает. ню ню, братцы! Форрест Гамп родился в 94, а сначала был Вендерс с этой сценой. причем хитрый немец не говорит вообще зачем, почему и по какой причине. зачем разбивается окно? ясно и ежу, не просто так. а что там было - осталось в прошлом. мы знаем точно, что ЧТО ТО БЫЛО. а что - каждый вспомнит из своего собственного детства. 

чтобы эти сцены пробрались "под кожу" недостаточно было просто их придумать и сыграть. их еще надо было снять. чем и занялся гениальный бессменный вендеровский оператор голландец Робби Мюллер. именно он долго и придирчиво выбирал правильную пленку, потом колдовал со светом, фильтрами, ловил моменты. композиция кадра, поэзия, отражения облаков в стеклах летящего по дороге автомобиля.  движения камеры кружат голову, затягивают в это безвозвратное бегство вдоль безлюдных приграничных ландшафтов, наперегонки с эльбой слева и декорациями полупустых деревенек справа. побег героев переходит в поиск, путешествие. они нащупывают кусочки своего Я во встречах с родителями, друзьями детства, спрятанными 30 лет назад "секретиками" под лестницей. после такого фильма смотреть голливудский блокбастер, это как после сочного яблока лопать фрукт из папье маше. яркий, но тошнотворно ненастоящий (я это каждый раз говорю, but anyway). 

свет в фильме все время меняется. то ночью вдруг светло как днем. то темнеет за секунды, то резкость, то тени. Вендерс играет с нашим подсознанием. ненарочно, а так уж получилось. Сквозь весь фильм от самых первых кадров и до последних плывут далекие, как будто игрушечные поезда. прошивают сюжет тонкой ниточкой бесприютности и перемен. Вендерс снимает их днем, а потом ррразз и вставляет в ночную сцену. потому наверное и кружится голова и начинаешь сам жить как во сне, путая реальность, день и ночь, луну и солнце. 

там есть чудесная сцена (вы посмотрите обязательно), просто до слез, где Камикадзе лежит бессонной ночью в фургоне, на матрасе положенном на два ящика, в окружении мертвых кинопроекторов и глядит в высокий люк прямо над собой. а наверху, в люке, видна луна и по пушкински набегающие на нее облака. и такая от этого щемящая грусть. если вы когда нибудь лежали так в полном одиночестве, глядя на этот светлый серебряный лик, чувствуя как земля мягко несет вас сквозь время и пространство - вам знакомо внезапное осознание того, как вы малы и ничтожны, как великолепна жизнь, (несмотря на то, что вы свою жизнь как бы уже fucked up) и сердце сжималось от красоты и правдивости этих кадров. 

правдивости?! эгммм. какая же там правдивость, если вендерс вместо луны в этой ночной сцене взял да и снял солнце.  ну так получилось. полнолуния не было, а что если, подумал вендерс, мы тут слегка затемним, пустим фоном нежные аккорды и вот вам вуаля луна из солнца. 

вы как хотите, а меня эти перевертыши как раз таки и цепляют. игра с луной и солнцем, контрастом, дистанциями. В комментариях Вендерс похвастался, что специально для фильма купил камеру. это была по тем временам очень крутая новинка. на ней можно было сразу записывать звук - это было "ого", плюс новый цейсовский объектив. робби мюллер пожаловался, что получается слишком резко и было решено эту болезненную резкость убирать фильтрами. в результате снятое вызывает странное ощущение простоянного изменения резкости в кадре, как будто сквозь картинку струится то самое "течение времени" и мы плывем в этом бесконечном прекрасном потоке. 

особенно заметна крутизна Мюллера в сцене в деревенском кинотеатре с детьми. там сломался проектор, школьники пришедшие в кино шумят и сходят с ума. их учитель (кстати тоже член съемочной группы, у вендерса даже на эпизодич. роли не хватило денег, играть пришлось всем!) беспомощно повторяет: "техники приехали, сейчас починят, тишина в зале, ТИ-ШИ-НА! терпение!" а детям, конечно, пофиг. им подавай обещанный фильм, сказку на экране. тогда Камикадзе в какой то момент понимает, что починить ничего не удасться и надо спасти ситуацию как то иначе. он включает софит так, что их с Королем Дорог тени четко ложатся на белое пространство экрана. дети мгновенно затихают, а Король Дорог и Камикадзе превращаются в актеров. они дурачатся и прыгают за экраном. их тени то растут, то тают, то четкие, то смутные. вот вам кино, магия, волшебство, неверные пропорции и глупые ужимки. канат, на котором они раскачиваются кажется детям качелей, а Камикадзе с тоской видит как он похож на петлю самоубийцы. он глядит на эту петлю под затихающие аплодисменты восторженных зрителей и не хочет больше ни о чем думать. жить сегодняшним днем как Король Дорог. все время ехать куда то, никогда не достигая цели. 

сцену эту, кроме концовки с петлей, я нашла для вас в йотьюбе, но кач-во мерзкое. тем не менее даю линк, а то словами объяснить трудно. вы лучше гляньте. 

 http://www.youtube.com/watch?v=BZtTdd1WCn8&feature=related  

 Путешествие подходит к концу тогда, когда мы уже почти поверили в бесконечность пути. но нет, вот он конец. "Шайзе - говорит герой Руди Фоглера - а дальше то не проедешь. тупик". Дальше ничего нет, только смутная дымка над лесами. граница. край земли. 

взяв в руки бутыль джек дэниелса, что как бы намекает нам на то, что будет, они устраиваются на ночлег в какой то заброшенной каморке. На стенах надписи на английском. здесь были американские зольдаты и, прошу прощения за неполит-некорректность, все сильно испоганили. дальше америка, то есть, конечно ГДР, но для Вендерса америка. дальше все совсем другое. 

в этой убогой хижине герои вдруг начинают не только иронично ухмыляться, но и говорить. вот чудо. вендерс скромничает в комментариях и указывает, что он, якобы, не силен в написании диалогов. ну уж нет! диалоги как раз прекрасны и очень жаль, что герои разговорились лишь под конец. нет бы им раньше выпить, сколько бы мы узнали интересного. что Камикадзе сбежал от жены в Генуе. что он специализируется в детской психологии, что он не знает как жить без нее (в смысле без жены, а не без детской психологии) и не знает как жить с ней. "возвращайся к ней! убеждает его Руди. "ты же ее любишь". "не люблю, не люблю!" возражает Камикадзе. "не лююбииишь? да ведь ты звонишь ей с каждого встречного телефона!" (это я примерно пересказываю). в общем, только теперь, напившись, герои начинают общаться. им удается даже подраться и помириться, практически без извинений и объяснений. прощаются они уже протрезвев, а значит без слов, молча. Камикадзе просто просыпается на следующее утро с головной болью и фингалом под глазом и понимает - вот она, граница. он дошел до края, а дальше все будет иначе. это то он и пишет в прощальной записке Руди Фоглеру: "все будет иначе". 

ну а тот и так это знал. он ухмыляется и едет дальше. и конечно же пути их пересекутся еще раз, ПОЧТИ пересекутся. Фоглер едет в своем грузовичке, Камикадзе в поезде. сначал пути плывут параллельно, потом сближаются, сближаааются, ахтунг! но нет, разошлись, не столкнувшись и каждый сказал крепкое словцо в адрес друга, с теплом, любовью и насмешкой. 

концовка прекрасна простой, прозрачной визуальной игрой символов. как ее описать я даже и не знаю. надо смотреть :)

конец рецензии, тушу костер восторгов. 

_______________
доп сведения, почерпнутые мной из комментария Вендерса к фильму:

1. до съемок фильма режиссер два раза проехался по маршруту от люнебурга до хофа, вдоль эльбы и посетил все заброшенные кинотеатры, которые собирался показать в фильме. говорил с владельцами, запоминал, что надо бы обязательно вставить в фильм

2. в сценарии была записана только первая сцена. потом шли пустые белые листы. Вендерс решил, что для  этого фильма сценарий не важен, а важен маршрут. и был прав. 

3. в начальной сцене попытки самоубийства Вендерс посыпал дорогу мукой, чтобы на пленке получился красивый белый пыльный след от проехавшей машины. таких уловок в фильме много, потому что черно белая пленка требовала особой выразительности.

4. на каскадеров денег не хватило и все трюки пришлось выполнять актерам, кроме момента, когда машина Камикадзе влетает в реку. для этого момента наняли каскадера. так вот когда машина Камикадзе мчится к реке, за рулем сидел актер. и в тот момент, когда он в отчаянии закрывает глаза и едет на сумасшедшей скорости с закрытыми глазами, Вендерс сидел на заднем сиденьи и тихонечко диктовал: прямо, прямо, ой, блядь, налево, ааа, прямо. :) все остальные сцены за рулем снимались с актерами. им бедным приходилось вести машину и играть роль. 

5. великой роскошью стали 10 метровые рельсы для камеры (не знаю как правильно называется). на более длинную дорожку не хватало денег и актерам пришлось свои монологи и ходьбу строго отмерять, не выходя за эти десять метров. 

6. смешно, что за съемками пристально наблюдали чекисты со стороны ГДР и тоже, как выяснилось, на всякий случай все происходящее снимали! Вендерс и команда боялись, что машина, например, будет отнесена потоком к другому берегу, к "этим немцам" и как ее тогда выручать?

7. Руди Фоглер до начала съемок учился и получил официально права на вождение грузовика. Вендерс с детским удивлением заметил в комментариях, что, оказывается водить грузовик оч. трудно. а ведь Фоглеру еще и драматические сцены надо было при этом играть. 

8. Фильм был снят под сильным влиянием фотографий Уокер Эванса. Некоторые сцены снимались стилизованно специально под эти фотографии и ассистент оператора часами устанавливал фильтры, пытаясь добиться нужного затемнения в части кадра (не спрашивайте меня как и что это такое!, просто перевожу слова вендерса). Пленку до съемок перепробовали всякую разную и агфа, и кодак и проч. знаменитые тренды, но остановились на рискованно никому неизвестной ГДР овской ОРВУ – не уверена в спеллинге, которая обладала мягкостью и контрастной резкостью одновременно. Оператор Робби Мюллер был очарован. 

9. Грузовик – тоже был гордостью и роскошью, его вообще не меняли. Как купили, так и использовали и оч. радовались, что в кабине водителя был примитивный кофейный аппарат. Более того, этот фильм был первым вендеровским творением номинировавшимся на Канны. Ну и Вендерс и Ко поехали в Канны на этом грузовике. Вышли из него в смокингах и их не хотели пускать, думали не может быть, чтобы приглашенные вот так заявлялись на фестиваль. 

10. Скандальная 
сцена с каканьем Фоглера получилась случайно. Вообще то он должен был пописать. Ну отлил как договаривались. Потом выяснилось, что камера не сработала. Давай еще. «куда еще? Я больше не могу. Запасы кончились» - говорит Фоглер. «писать не можешь, тогда покакай что ли» шутит Вендерс. «могу покакать» говорит Фоглер. Садится. Все ржут, думают этого не может быть. Ну а он взял да и исполнил угрозу. Они не поверили своим глазам. 
«как то глупо было кричать Cut! Посреди этого процесса» говорит Вендерс, потому и не закричал. Покачали головами, покрутили пальцем у виска Фоглеру. Затем уже при монтаже Вендерс говорит ассистенту, надо бы вырезать до того, как он там покакал. «нет» говорит вдруг ассистент - «а давай оставим. Ты только глянь как классически получилось». Вендерс видит, что ассистент издевается. И тоже решает приколоться. «ну ладно, оставляй». И оставили. И уже при финальном монтаже ассистент подходит и говорит, а сцену то надо бы вырезать, а то не дай бог забудем. Тут на Вендерса что то находит и он говорит: «слушай, она так долго там была, что пожалуй можно и оставить».

Так и оставили. Уже в Каннах на фестивале Вендерса попросили сцену убрать. «а смыслговорит Вендерс. «эту сцену уже все посмотрели». В общем, он отказался вырезать и считает, что она «невинная» и «человеческая».
 
11. Руди Фоглер читал меж съемками Фолкнера и Вендерс решил это тоже вставить в фильм. Причем в одной сцене он спрашивает друга о слове, которое действительно не знал. Получился милый диалог просто из жизни. Не придуманный кем то, а как есть. 

12.
Проезжая Харц, один из актеров действительно увидел на карте деревню Бессильное. Тут же возник чудесный диалог: 

- Бессильное?
- да, я в него решил не заезжать. А с другой стороны горы там есть еще село Безрадостное
- хммм. .. а тут село Мертвое! Даааа ужжж ... Бессильное, Безрадостное, Мертвое. С ума сойти, неужели так бывает?! 

13.
перед началом съемок ответственный Руди Фоглер изучал на всякий случай кинопроекторы, чтобы не выглядеть глупо с отверткой и знать, что там можно подкручивать и чинить.

14.
Во время съемок вся группа и актеры питались только сосисками из ларьков, встречающихся на
дороге, тк. денег на кейтеринг не было.


15. Сцену ссоры Короля Дорог и Камикадзе пришлось снимать дважды потому что вначале была допущена ошибка и актеры во время съемки пили настоящий виски :)))). Конечно быстро напились, стали что то бормотать, непроизвольно падать и сцену пришлось снимать заново, когда они протрезвели - на следующий день!
В бутыль строгий Вендерс налил им в этот раз чай.
 
16.  У Вендерса не было денег ни на костюмера, ни на координатора трюков, ни на гримера. Поэтому фингал Камикадзе рисовал сам Вендерс. Он никогда этому не учился, но был оч. горд тем, что получилось правдоподобно. 

17.
Сцена драки была снята без «хореографа» или координатора трюков и драка получилась по словам Вендерса «такой же некрасивой как и в настоящей жизни». В комментариях к фильму Вендерс рассуждает на эту тему и говорит, что иногда такие недостатки как малый бюджет могут влиять позитивно и избавить фильм от ненужного лоска. 

Believe it or not, но я кончаю писать и показываю пару тройку нарытых в сети фото. 

 










 


Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments