3лocтный 3aяц (bezumnypiero) wrote in drugoe_kino,
3лocтный 3aяц
bezumnypiero
drugoe_kino

Categories:

Платформа / Zhantai (2000) Цзя Чжанкэ



"Как мы любили -
Теперь лишь можно вспоминать,
Мимо проплыли
Вагоны встречные опять.
Вот и растаял
Счастливый поезд в ранний час,
Только оставил,
Не взял он в путь обратный нас..."

Эти строчки из шлягера ВИА "Самоцветы" концентрируют в себе суть 3-х часового эпика знаменитого китайского кинорежиссера. Хит советского времени невероятно точно передает ощущения от фильма, что совсем не удивительно. Застой и перестройка, коммунистическая идеология и пришедший с Запада дух коммерции - столь много общего в истории России и Китая. "Платформа", а лучше, наверное, перевести как "Перон" - 10 лет из жизни китайской молодежи. Ностальгическая интонация фильма берет начало в 1979 году. Вчерашние школьники репетируют песни, прославляющие жизнь в коммунистическом Китае. Юноши и девушки, работники идеологического фронта из небольшого городка, выглядят собратьями Бананана и Негра Вити из соловьевской "Ассы". Индийские фильмы с непременным Бродягой, самодельные брюки-клеш, ватники, невинные ухаживания, первые сигареты, портреты Ленина, Сталина и Мао на обшарпанных стенах.

Но уже достигнута точка невозврата, когда постулаты партии перестают казаться незыблимыми максимами. Старшее поколение еще твердит о верности идеалам, но все слова текут у молодежи словно песок меж пальцев. Провинциальная скука и нищета, ощущение полной заброшенности и окраинности. Нет даже волнующего ожидания встречи с большим шумным миром на пороге зрелости. Сигарета в руке, дым цедящийся сквозь губы, нескончаемая прислоненность сутулой спиной к стене. Не из чего выбирать, непонятно к чему стремится.

Даже наступившая либерализация в экономике и идеологические послабления оказываются всего лишь ещё одной подножкой от серых будней. Теперь счет идет не на строчки из маленькой красной книжицы, а на юани, умение вписываться в запросы публики опошляет жизнь не хуже партийных речовок. И это при том, что труппа артистов находится в несравненно благоприятных условиях чем простые рабочие и колхозники.

Эта группка китайской интеллигенции, словно комедианты Ангелопулоса, скитается по нескончаемым дорогам, но оказывается лишь на еще одном до боли знакомом участке провинциального вакуума. Личные амбиции и ошибки юности накладываются на быстро теряющие очарование свежести годы вступления во взрослую жизнь. Рвутся любовные связи, иллюзии дешевым сигаретным дымом застят глаза. Личное время течет со скоростью железнодорожного экспресса, а перемены в общественной жизни мелки и незначительны, вызывая лишь усталость и клаустрофобию.

"Платформа" соединяет в себя сразу несколько подходов к реальности. Бег вечности, рамки природного цикла подчеркиваются Цзя резкими автомобильными гудками в стылом весеннем воздухе и панорамой по оголенному городскому ландшафту крыш, по уходящей неведомо куда древней крепостной стене. Общественные перемены выражены сменой идеологических кодов, переменами в быте и одежде. Личная жизнь героев преломлена через сцены недомолвок, расставаний, тоску одиночества и рутину семейного очага. В "Платформе" Цзя подходит через знаковые общественные изменения напрямую к загадке человеческого бытия, общее для всех стран и народов остается и окончательно невыразимым, и понятным.

Кончиками пальцев Цзя стремится лишь на миг ухватить эту магию существования. По сути её нет ни в одном конкретном кадре, лишь только когда фильм полностью исчерпает свой метраж во взгляде зрителя тихим эхом отразятся дни и вечера в маленьком китайском городке, безвозратно ушедшая юность главных героев. Режиссерский почерк Цзя полностью укоренен в конкретику и узнаваемость быта. Невозможно самому не вспомнить и свидания среди развалин, и костер в мраке подступающей ночи, и тусклые коридоры больницы, и автобус с запыленными стеклами, и внезапно выпавший снег, и танцы под песню про Чингисхана. Цзя пробуждает те значимые мгновения жизненного опыта, который есть в каждом из нас. Суть "Платформы" - в умении отделять преходящее от глобального, увидеть право каждого на сложившуюся, полноценную жизнь, на радость бытия. Грустный и пронзительный фильм.















Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments