hhhhhhhhl (hhhhhhhhl) wrote in drugoe_kino,
hhhhhhhhl
hhhhhhhhl
drugoe_kino

Category:

"Коко Шанель и Игорь Стравинский" 2009г. режиссёр Жан Коунен

Красиво. Каждый кадр и весь фильм. От титров на чёрном фоне узорами калейдоскопа, и даже интерьер первой сцены возникает из геометрии узора, и до финального кадра – фотографии Стравинского - чёрно-белая в рамке и интерьер чёрно-белый.
История обычная: роман свободной женщины и мужчины, связанного обязательствами перед семьёй. Но герои – необычные: гениальный композитор, слава к которому пришла именно в Париже с премьерой «Жар-птицы» в 1910 году и великая законодательница моды ХХ века.

 ККККККККККККККК

Начало фильма – провальная премьера «Весны священной». Факт известный, в биографии Стравинского описанный, но как показан в фильме. Атмосфера премьеры: возбуждение публики, последние репетиции танцоров, наставления балетмейстера; сомнения музыкантов: «Как это играть?» Наставления дирижёра: «Просто смотрите на меня».
Стравинский – невозмутим, внешне во всяком случае. Его проход по закулисным коридорам узким, мимо всех, (так же Коко Шанель будет идти в конце фильма мимо публики в свою ложу) высокий, молодой, красив и талантлив. Идёт в зал. Это 1913 год. Мужчины во фраках, веера в руках женщин, изящество публики самой. Разговоры, шепот. Только Коко Шанель - спокойна, сидит прямо, готова не просто слушать и смотреть, но постигать. И гаснет свет.
И на публику, воспитанную теми же Дягилевскими балетами, обрушиваются бешенные ритмы новаторской революционной в музыкальном и прочих смыслах «Весны священной».

«Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911), «Весна священная» (1913) Стравинского всегда рассматриваются в единой связке.    Если «Жар-птица» еще несет отзвуки прошлого, то «Петрушка» уже смотрит в будущее. «Весна священная» - вестник перемен в его музыке. Признание пришло к «Весне священной» годом позже, на первом концертном исполнении этого сочинения под управлением Пьера Монте в зале Casino de Paris. На этот раз покоренные слушатели устроили восторженную овацию.
 
Музыка насыщена диссонансами, импульсивными ритмами, сплетающимися мелодическими потоками, ошарашивает, по-моему, даже современного зрителя. Скрипки не ведут мелодию, смычёк бьёт по струнам, кадры сменяются в ритме музыки – фаготы и трубы рядами. Напор невероятный. А на сцене – языческая Русь, вместо танцовщиц в пачках – рубахи до колен, за колено, медвежьи шкуры, прыжки. Темп в музыке нарастает, непонимание на лицах зрителей, возмущение в зале, словно подстёгиваемое самой музыкой. Крики: «Прекратите, это – возмутительно» и восторженное: «Браво!» Борьба за рубильник, свет в зале, то включается, то опять гаснет. Танец, не смотря ни на что, продолжается. Сцена премьеры длится минут двадцать. Невероятный эмоциональный накал. Вот он – Стравинский – герой фильма, герой её романа. И Коко Шанель  осознаёт, какая личность, какой музыкант стоит за этой, возможно, недоступной для её понимания музыкой. 

И как контрастно, неспешно, порой статично, но удивительно красиво – последующее повествование, где каждый кадр наполнен её стилем и его музыкой; наполнен любовью, любовью чувственной, любовью к музыке, любовью к искусству.

Коко Шанель – независимая, свободная. «Вы испытываете стыд?» «Никогда!» Жёсткая с девушками у себя в офисе. Встречают её за дверью салона по стойке «смирно», как солдаты. Следует проверка внешнего вида. Короткие замечания – плохо, вульгарно, хорошо. Раскована с мужчинами и очаровывает их своей красотой. 

Предложение Стравинскому – переехать в её загородный дом, чтобы иметь возможность работать в спокойной обстановке не несёт в себе, вроде, никаких вторых смыслов. Гений в эмиграции и покровительство богатой француженки. Семья Стравинского переезжает, и мы попадаем в мир Коко Шанель. «Вы не любите цвет, мадам?» «Кроме чёрного». Чёрный и белый. Геометрия чёрных линий по белому – фантастическая, художественная, искусство. В её мире есть вкус и стиль. Интерьеры её дома сами по себе – объект для рассматривания, изучения деталей. И кадр такой зачастую – чёрный, т.е. затемнённый до максимально возможного, до глубокого чёрного. Но так талантливо выстроен по освещению, что нет за ним пустоты, этого ничего. Здесь чёрный это – цвет – основной в её стиле, главный в кадре. И отражение в зеркалах множится. А ещё противопоставления. Визуальный ряд - кадры противопоставлены один другому, так же, как и миры этих героев. «Вы – не художник, а продавец тканей». 

Её попытка его понять. Её готовность ему отдаться. Его желание – обладать. И сцены их близости так красивы: обнажённые тела на белом полу с квадратами чёрных линий, на белом покрывале кровати с изгибами чёрных линий растительного узора. Она меняет цвет одежды на белый. В его музыке появляется больше страсти. 

В доме – семья, дети. Жена болеет, страдает, мучается. «Я просыпаюсь утром, и чувствую запах гнили… моё тело разлагается, я словно умираю». Ужас невозможности удержать любимого мужа. Она аккуратно переписывает ноты. Ей не выдержать это соперничество сейчас здесь. Она уступает.

Роман и неизбежный разрыв Коко Шанель и Стравинского дали миру CHANEL №5 и новую музыкальную моду. Её успех в бизнесе. Его триумф в музыке. И воспоминания до конца дней.





























































Я не эксперт и не могу точно сказать, что он сочинял в этот период.
Предполагаю, что Стравинский сочинял «Свадебку» просто ничего не может больше ТАК звучать, насколько я могу услышать по коротким фортепьянным фрагментам. И вот ещё:
Я полагаю, что это лучшее сочинение Стравинского. Оно проникает в глубины душевного существования, в толщу чувственного  инстинкта - и все это в завораживающей форме ритуала; поразительно соединение человеческих голосов - поющих, причитающих, стонущих, вопящих - с ударными инструментами (считая четыре фортепиано), механически отстукивающими время бытия... Уникален каждый такт этого сочинения, и если есть на свете музыка, подобная явлению природы, то вот она.
             Леонид ГАККЕЛЬ*

Стравинскому повезло, что революция пронеслась мимо. Это не значит, что он не испытал потрясения, но он хотя бы не окунулся физически в этот ужас, как Рахманинов. Стравинский жил во Франции, но удачно уехал в Америку до входа фашистов в Париж. Ему посчастливилось посетить Ленинград в середине 60-х и в филармонии состоялись его концерты. Ему выпало счастье испытать страстное чувство к выдающейся француженке, провести эти месяцы, почти год со звездой и легендой.
Стравинский прожил долгую жизнь, и творчество его делится на периоды, музыка, действительно, разная. Не хочу читать тут лекции по истории искусства, но не могу не поставить это танго для фортепьяно:



*Здесь биография Стравинского, подана необычно: Время. Место. Дар. http://www.idelo.ru/248/26.html

Это видео – не трейлер, это - рассказ о работе над фильмом с интереснейшими фактами, как, например, работа Карла Лагерфельда над костюмами Коко Шанель.



- Фильм поставлен по роману Криса Гринхолфа «Coco and Igor», изданному в России под названием «Вилла «Бель Респиро». Шанель и Стравинский: История любви».
- Примечательно, что исполнительница роли Шанель, Анна Муглалис, на протяжении шести лет была лицом аромата Chanel Allure.

Информация о фильме, есть трейлер: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/385271/

Скачать фильм с профессиональным (многоголосым, закадровым) переводом можно здесь: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3060938
Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments