?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Илузиjа / Балканский мальчик
Alex
ssadodesperado wrote in drugoe_kino
Жанр: тяжёлая драма про жизнь без Тито
Режиссер: Светозар Ристовски
Страна: Македония
Год: 2004
В ролях: Марко Ковачевич (Марко), Владо Йовановски (Лазо, отец Марко), Мустафа Надаревич (школьный учитель), Никола Джуричко (Париж).

Надежда есть наихудшее зло, ибо она
продлевает мучения человеческие.

Ф. Ницше

Феномен балканского кино – это один из прекраснейших примеров возможности трансцендентального единения зрителя и режиссера посредством магии важнейшего из искусств. При этом загадка этого культурного явления скрывается не столько в заданном маэстро Кустурицей тоне, сколько в близости ролей и судеб двух несостоявшихся народов – Советского и Югославского, – и в их тоскливой возне на обломках Коммунистической Мечты, которая так и не была построена… И если пороховую бочку Европы постоянно рвало на куски в прямом и переносном смысле, то наша метафоричная палка, стреляющая с периодичностью раз в год, как-то сумела уберечь нас от братоубийственной войны, отразившись гулким эхом локальных конфликтов. Впрочем, искусство требует жертв, и чем дальше – тем более значительных.

Bila jednom jedna zemlja…

 
Македонский режиссер Светозар Ристовски (род. 1972) – один из представителей новой плеяды балканской интеллигенции, чья пора духовного взросления пришлась на тяжелые для всего югославского народа годы. Страна трещала по швам, социализм стремительно терял народное доверие, и дремлющие до поры до времени межнациональные и межрелигиозные противоречия внезапно вышли на первый план.

Первый художественный фильм Ристовского «Балканский мальчик» представляет собой попытку осмысления прошлого и настоящего некогда единой страны, облеченную в довольно неоригинальную (на первый взгляд) историю взросления мальчика из неблагополучной семьи, которого презирают и терроризируют одноклассники. Действие картины разворачивается в родном городе режиссера Велесе, так что есть основания полагать, что фильм несет в себе еще и некий элемент автобиографичности.

Постсоциалистический реализм

 
Двенадцатилетний Марко Трифуновски живет с пьяницей-отцом, забитой матерью и гулящей сестрой в покосившемся домике у железнодорожного переезда. Окружающий его мир до боли знаком всем тем, кто пережил распад СССР: ржавые поезда, которые уже никуда не пойдут, никчемные школьные стишки о любви к т.н. Родине и светлые горизонты, которые не таят в себе ничего, кроме облака едкой пыли, периодически швыряемой в лицо заглядевшегося в них мечтателя. Марко – не такой, как все: он хорошо учится и обладает несомненным литературным талантом, из-за чего подвергается нападкам и избиениям со стороны школьного отребья. Искренне сочувствующий мальчику учитель-босниец помочь ему, увы, ничем не может, поскольку сам слабохарактерен и трусоват, да и отец одного из хулиганов является шефом местной полиции; эдакий карикатурный злодей в зеркальных очках и ковбойской шляпе. Казалось бы, сюжет банален и избит до неприличия, но Ристовскому блистательно удается заставить его заиграть новыми, прежде незаметными, красками.

Марко – классический ничейный ребенок: затурканной матери уже все равно,  потаскухе-сестре и ее денежным бойфрендам он только мешает, а алкоголик-отец так редко бывает в благостном расположении духа, что уже и не помнит,  что у него есть сын. Единственный совет, который он дает ему: «В жизни будь,  кем хочешь, только не доносчиком!». Но Марко еще слишком юн и наивен,  чтобы осознать весь масштаб корысти и подлости человеческой. Он бродит  вдали от людей по кладбищу поездов и тайком лелеет свою заветную мечту:  когда-нибудь во что бы то ни стало вырваться из этой дыры! И как нельзя  кстати приходится новость о проводящемся в Париже конкурсе литературных  работ, которую ему сообщает учитель. Однако, по иронии судьбы, свой Париж  Марко встретит в лице молодого харизматичного разбойника с орлиным носом  и ножевым шрамом через левый глаз. 

Ахматова redux?

 
«Даже самый прекрасный цветок, растущий в клоаке, воняет этой клоакой», - скажет новый учитель жизни. Выхода нет, как и нет надежды. Жри – или сожрут тебя. Простые истины, которые не утрачивают своего значения, невзирая на все гуманистические достижения всех возрождений и просвещений вместе взятых.

Марко тяжело переживает эти откровения, но перемены, происходящие с ним, очевидны: он начинает курить, занимается воровством, примыкает к шайке терроризировавших его хулиганов и, похоже, катится вниз по наклонной. Кульминацией этой личностной драмы становится непреднамеренная расправа со школьным учителем, подарившим мальчику смутную надежду. «Мне очень жаль, - говорит Марко, наставляя на него пистолет, - жаль, что вы не смогли мне помочь».

В оригинале работа Ристовского называется «Илузиjа». В этом можно было бы усмотреть нотку фатальности, если бы не характерный лингвистический курьез. В отличие от русского, в сербскохорватском (да и в большинстве других языков) имена «мечта» и «сон» представлены одним и тем же денотатом – «san» («сон»). Так что все гораздо проще, чем мы себе думаем: ты мечтаешь, потому что спишь. Лишь некоторые способны осознать это и Пробудиться, удел же других – быть насильно пробужденными. Как правило, пулей в голову, с последующими классическими ужастиками в стиле «Бардо Тхёдол».

Антигерой нашего времени

 
«Балканский мальчик» примечателен уже хотя бы тем, что жестоко и без прикрас показывает жизнь, изначально отмеченную диагнозом: «Нет будущего». Ристовски отвешивает болезненную оплеуху всей сытой Европе, блистательно доказывая, что социальное благополучие и душевная гармония – это не рыночная экономика и не выборы из двух и более кандидатов. Как ни парадоксально, но единственным достижением human rights’овой Европы стало социал-дарвинистское оформление принципа «Или ты, или тебя», который еще до этого был заложен в основу всего ее социально-экономического организма. На самом деле, войну всех против всех никто не отменял, просто, как писал еще Поппер, в открытом обществе она с необходимостью преобразовалась в конкуренцию за статус его членов.

Еще одна неоспоримая заслуга картины – ее всеохватывающий трагизм,  рушащий расхожие стереотипы и приводящий зрителя к саморефлексии. В  своем грехопадении Марко беспощадно убивает чаяния тех, кто привык к  сентиментальным историям о незадачливых полусиротках Оливере Твисте и  Дэвиде Копперфилде, которые в конце своих мытарств обретают изначальную  Мечту. В фильме все наоборот. Здесь мы имеем классический случай того,  когда именно бытие определяет сознание, порождая подлинную трагедию  заблудшей души, с такой роковой безнадежностью описанной у Достоевского.

Главная идея «Балканского мальчика» приблизительно такова: нас всех в  детстве учили верить, что если чего-то очень сильно хотеть, то оно непременно  сбудется… Забудьте! Этот мир безнадежно болен реальностью, и отстраненные паллиативы только усугубляют раскол в душе. Каждый из нас рано или поздно задается гамлетовским вопросом, втайне надеясь на обратимость сделанного выбора. Но весь парадокс в том, что чужое горе всегда вызывает лишь праздное любопытство, и для многих порой нет ничего более увлекательного, чем наблюдать за трагедией Еще Одного Упавшего Вниз…

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
смотрел давно уже, не впечатлило да и концовка очень уж как-то притянутая за уши,македония короче говоря :)

(Deleted comment)
Невозможно с Вами не согласиться:)

смотрела пару лет назад...
нахожу фильм пронзительным...
я "громко" плакала глядя "Балканского мальчика"...

  • 1