desyateryk (d_desyateryk) wrote in drugoe_kino,
desyateryk
d_desyateryk
drugoe_kino

Categories:

«Последнее воскресение» / The Last Station (Майкл Хоффман, 2009)

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ. СКУКА

32.68 КБ

Немецко-русская костюмированная драма «Последнее воскресение», недавно вышедшая на постсоветские экраны – довольно странный проект. Снятый голливудским режиссером средней руки Майклом Хоффманом преимущественно в Германии (в Саксонии-Анхальт, в Бранденбурге, Тюрингии и Лейпциге) и частично в России, на английском языке, с британскими и американскими актерами, фильм рассказывает о последних неделях жизни Льва Толстого (Кристофер Пламмер) – от приезда к нему нового секретаря Валентина Булгакова (Джеймс Макэвой) до роковой ноябрьской ночи на железнодорожной станции Астапово, когда великого писателя не стало. Собственно, в оригинале фильм так и называется – The Last Station, так что более точным переводом было бы “Последний полустанок»; сценарий написан по мотивам одноименного романа Джея Парини, основанного на дневниках самого Толстого, членов его семьи и близких друзей.

Сюжет строится на отношениях внутри двух пар: супруги Толстого, графини Софьи Андреевны (Хелен Миррен) с ее мужем, и Валентина Булгакова – с последовательницей учения Толстого Марией (Кэрри Кондон); наиболее активные действующие лица в этом квартете – Софья и Валентин, что неудивительно, поскольку роли исполняются наиболее узнаваемыми массовым зрителем актерами: у Миррен в послужном списке множество прекрасных ролей и недавний «Оскар», а Макэвой – кандидат в знаменитости из нового поколения исполнителей.

Заметно, что фильм снимался с самыми лучшими намерениями. Сентиментальная закадровая музыка (Сергей Евтушенко) – в традициях советских исторических постановок. Старательно воспроизведен быт русской усадьбы 1910 года. Актеры пытаются согласно МХАТовской традиции вживаться в роли. И все же старания остаются втуне.
Есть впечатление хорошо выстроенных декораций, прекрасно пошитых костюмов, но нет ощущения реальной фактуры жизни: все слишком чисто, приглажено, как на постановочной псевдоисторической фотографии для глянцевого журнала. То же и с работой актеров: они все равно остаются современными западными звездами, пытающимися играть жителей дореволюционной России. Как представляется, основные пороки фильма порождены подходом режиссера и сценариста к материалу. Вместо того, чтобы попытаться понять мир гениального писателя, передать это средствами кинематографической образности, Хоффман и Парини пошли наиболее банальным и прямолинейным путем: попытались извлечь драматургию из семейных конфликтов в ближайшем окружении Толстого. Конечно, при таком, откровенно спекулятивном подходе графиня превращается в недалекую фурию (Миррен в этой роли не показывает многое из того, на что способна), Толстой – в сварливого старичка с причудами, а те же Валентин и Мария – в клонов героев бесчисленных голливудских мелодрам.

Так что вместо трагической истории последних дней Толстого получилась очередная скучная околобиографическая спекуляция.

Дмитрий Десятерик
Subscribe

promo drugoe_kino июль 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments