?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
«Социализм» / Film socialisme (Жан-Люк Годар, 2010)
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
название статьи: УТОПИЯ

48.33 КБ

После просмотра нового фильма Годара каждый сам может выразить степень своего восхищения или разочарования увиденным. Мне же хочется сказать о том, почему «Социализм» является одним из лучших в фильмографии режиссера.

Стоит сразу понять: Годар и герменевтика – явления взаимно далекие. Неудача постигнет тех, кто попробует дифференцировать сверхплотный поток текста и изображения. Конечно, можно устроить некую игру в бисер и попробовать выяснить, что из сказанного принадлежит Дерриде, а что – Беньямину, откуда тот или иной кадр, что он символизует/означает и тому подобное. Это ловушка, в которую режиссер обожает загонять прямолинейно мыслящую часть аудитории. Текст у Годара — это часть причудливой звуковой дорожки, сплетения звуков и смыслов, в котором, тем не менее, каждый может найти созвучную себе фразу. Для меня это призыв «не рассказывать о невидимых вещах, а показывать их». Большинство кадров «Социализма» настолько совершенны визуально, что в их расшифровке нет нужны. Достаточно лишь внимательно смотреть, и сама сила этих изображений, а также же образной «добавленной стоимости», возникающей в ритме их сочетания, захватит вас. Годар дробит и разрушает привычное тело фильма, устраивает толчею дискурсов, оптический шторм ошеломляющей силы, что, однако, не вредит драматургической целостности его «симфонии».
Собственно, какую историю рассказывает Годар? Историю Европы. Иначе говоря - историю нашей цивилизации. Он ведет показанный в первой части корабль наиболее значимыми, болевыми точками на кино-мифологической карте Старого Света: Египет, Палестина, Одесса (расстрел на Потемкинской лестнице из шедевра Эйзенштейна обретает абсолютно новое качество), Греция (где «демократия и трагедия обручились» и «у них был один ребенок — гражданская война»), Неаполь (кадры из фильма об антифашистском восстании 1943 года), Барселона (последний оплот Республики во время гражданской войны). До этого времени кино предпочитало рассказывать историю двоих; Годар рассказал историю всех.

Еще одна фраза, необходимая для понимания «Социализма», звучит в полудокументальной ленте 1993 года «Деть играют в Россию»: «Вы знаете, как родилась проекция? Как родилась утопия?» Западная критика, оппонировавшая фильму в Каннах, упрекала режиссера, что в фильме нет ни слова о социализме как таковой. Но что такое, в конечном итоге, социализм? Это - утопия равенства на определенных моральных принципах. Как человек, не отрекшийся от своих убеждений, Годар в конечном итоге построил утопию социализма, осуществил ее там, где он только и мог сделать это: на экране. В фильме он выводит на равных множество визуальных стилей, идеологем, человеческих судеб и характеров, дает слово героям, разговаривающих на нескольких самых распространенных языках мира, от арабского до французского; вся эта разноголосица держится на четко артикулированном этическом фундаменте: «куда идешь, Европа?» - вопросе, поставленном всем нам.

И эта утопия, выстроенная на меланхолии и сомнениях, – самая человечная из всех возможных.

Дмитрий Десятерик

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
(Deleted comment)
Торрент:
magnet:?xt=urn:btih:OQ65EIZLTRFIWOTF2324FDCFIIJI34ZQ

Субтитры:
http://subs.com.ru/page.php?id=19499 (русские)
http://www.opensubtitles.org/en/subtitles/3881750/socialism-en (English)

  • 1