?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«Телец»
aquila
aquilaaquilonis wrote in drugoe_kino
Признаться честно, я не являюсь поклонником творчества Александра Сокурова, большинство его фильмов представляются мне чрезвычайно занудливыми. Однако среди них есть, по крайней мере, одно исключение. Речь идет о фильме «Телец», повествующем о последнем дне сознательной жизни Владимира Ленина перед тем, как в марте 1923 г. с ним случился третий инсульт и он окончательно утратил рассудок. Своими выдающимися качествами эта картина, снятая на «Ленфильме» в 2000 г., обязана, конечно же, не только режиссеру, но и всем другим своим создателям, из которых следует назвать хотя бы сценариста Юрия Арабова и актеров. Образы исторических деятелей на экране воплощают, среди прочих, Леонид Мозговой (Ленин), Мария Кузнецова (Крупская), Наталия Никуленко (Мария Ильинична Ульянова) и Сергей Ражук (Сталин). Высшей похвалы заслуживают все актерские работы. Вообще фильм воссоздает свою историческую эпоху с какой-то жутковатой убедительностью, заставляя зрителя хотя бы даже и вопреки воле поверить, что именно так все на самом деле и было. Актерскому дару здесь содействует дух места – фильм снимался в Горках («Ленинских») – в тех самых местах, где и происходили события, о которых он повествует. Реалистичность также достигается отстраненным методом работы оператора (которым выступил сам Сокуров). Кроме того, весь фильм представлен в расплывчатой серо-зеленой гамме, передающей затухающее сознание главного героя.

Итак, изображаются события одного мартовского дня – пробуждение ото сна, общение с лечащим врачом, поездка на «охоту», встреча с ходоками, приезд Сталина, обед в семейном кругу, прогулка в саду. Ленин предстает нам таким, каким мы никогда не знали его в советские времена. Таким, каким мы увидели его только после падения основанного им режима, на его последних прижизненных фотографиях. У него отнялась половина тела, он уже не способен обеспечивать свои нужды без помощи приставленной к нему обслуги. Обслуга, естественно, из чекистов, которые не столько обслуживают его, сколько сторожат, не особенно при этом с ним церемонясь. Практически Горки являются для Ленина тюрьмой – телефонная связь с Москвой отключена, письма не приходят, никто посторонний не допускается. Даже Крупская с Марией Ильиничной находятся под постоянным бдительным оком охраны. Но страшнее физической немощи для «вождя мирового пролетариата» неумолимо приближающаяся утрата рассудка. Он еще надеется каким-то образом ее предотвратить, но при этом осознает призрачность подобной надежды. Последней каплей становится его неспособность перемножить символические цифры 17 и 22 (годы нахождения Ленина у власти), что, по обещанию его врача, стало бы залогом выздоровления.

Осознание неизбежности утраты рассудка вызывает у Ленина желание свести счеты с жизнью. Однако даже своей жизнью он более не волен распоряжаться. Вопреки собственному утверждению «источник насилия не может быть бессилен сам» он теперь полностью находится в чужой власти. Все оружие и острые предметы у него отобраны. Единственное, что ему остается, это униженно «просить у партии яда», и именно с этой просьбой он обращается к Сталину, приехавшему его навестить. Сталин якобы лично не против, но обязан поставить этот вопрос на Политбюро, что Ленин и призывает его как можно скорее сделать.

Фильм называется «Телец», и именно этот языческий образ проходит через него красной нитью. В том числе и в буквальном смысле – титры в начале, середине и конце фильма сопровождаются неровной красной линией, знаменующей кровавый след ножа по горлу жертвенного животного. Мир, в котором пребывает герой, полностью языческий, нравственность в христианском понимании в нем просто не существует. Лежа в полузабытьи, он вспоминает, как ему рассказывали о красноармейцах, которые вырезали у расстрелянных ими людей печень, чтобы накормить себя и своих детей. Это вызывает у него восхищение, это «прорыв, масштаб трагедии Эсхила». Бытие для него зиждется на насилии, есть только те, кто убивает, и те, кого убивают: «Кто не может убить другого, должен убить себя сам». В ответ на вопрос явившегося ему призрака покойной матери «Почему приходящие ко мне жалуются только на тебя? Почему надо убивать?» из его уст вырывается истеричный крик: «Они все сволочи, с ними иначе нельзя!».

Но, принеся на алтарь революции мириады человеческих жизней, теперь он не способен распорядиться даже собственной. Теперь он сам в роли тельца, и как с ним поступить решают другие, а точнее другой. Во время разговора со Сталиным он вспоминает о виденном им на прогулке старом дереве, упавшем поперек дороги, и спрашивает, как поступить с ним – дожидаться пока сгниет само или убрать с дороги. В ответ лукавый грузин говорит, что есть еще третий вариант – разрубить. «Ну так руби, руби!» – неистово кричит на это Ленин. Однако у Сталина другие планы. Преждевременная смерть «учителя» не в его интересах.

Во время вечерней прогулки Ленина с Крупской в доме раздается звонок из ЦК. Крупская бежит к телефону, оставив Ленина одного в коляске. Тот ожидает, что ему сейчас сообщат о том, что его просьба о яде будет исполнена. Но вызванное этим волнение приводит к очередному инсульту, вследствие которого Ленин окончательно утрачивает разум. Последующие десять месяцев ему предстоит провести в бессознательном состоянии медленного умирания. В ответ на отчаянный крик теряющего рассудок Ленина слышится насмешливое мычание теленка, пасущегося на лугу неподалеку. Человек, верящий только в насилие, лишен права умереть по своей вере.

















promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
Являюсь почитателем фильмов Сокурова, благодаря местному кинотеатру, сходила почти на все фильмы на большом экране! Он еще и земляк мой (Нижегородец), да и универ я окончила, что и он!
Гениальный режиссер, прекоасный человек! 2 раза я присутствовала на встречах с ним.
"Телец" мощный фильм. Но я смотрела его давно, честно говоря, думаю, что половину-то и не поняла. Нужно пересмотреть.

А вот мне интересно. У Сокурова один фильм про Гитлера, один про японского имп-ра 2 Мировой и этот... про кого бы думали? Про Ленина. Вот, почему? Не понимаю.

а почему нет? замечательные, между прочим, фильмы.

разные стороны власти, Сокуров показывает каждую по своим углом.

ну, да, вроде бы логичней снять про Сталина. Хотя как бы есть одно общее место - это фильмы о периодах слабости и угасания диктаторов.
Просто в "Тельце" - физическое, очень явственно ощутимое умирание. Фильм действительно мощный. Недавно его пересматривал.
В "Солнце", кажется так называется фильм про японского императора, политическая смерть. Этот фильм мне меньше всего понравился, может потому, что персонаж вообще незнакомый.
В "Молохе" тут сложней. Возможно, речь об угасании мужчины и наверное чуть-чуть умственном. На фоне яркой и молодой Евы Браун Гитлер - ходячая мумия со своим "Мист", не знаю как по немецки пишется этот слово. Вот этот фильм я раз пять смотрел.
Не знаю, слух это или нет, но вроде Сокуров не собирался ограничиваться тремя диктаторами.

не про тройку диктаторов, а про угасание диктатора.
Про Сталина, это значит снять про 53-й. Может сценарно прорабатывался, но не смог побороть. Ведь побороть надо диктатра на его собственном поле. Показать не просто умирание тела, а умирание именно его идеи, умирание духа.
Я не додумался.
Спасибо.

Кстати. Про Сталина. "Хрусталёв, машину" - великий фильм. Если не смотрели - рекомендую.

Тем более великий, что Герман смог то, чего не смогли другие.

я его видел, это не просто великий, это страшный фильм. Герман-старший очень мощный режиссер. Я так понимаю его версия "Трудно быть Богом" не состоялась публично? только закрытые показы. жаль, очень хотелось бы посмотреть.

Вы пишите: "Признаться честно, я не являюсь поклонником творчества Александра Сокурова, большинство его фильмов представляются мне чрезвычайно занудливыми"... А как же "Солнце", снятое, по-моему, после "Тельца"? Это - такое шепотом снятое кино про конец Второй мировой войны и последнего японского императора-"преступника". ;)просто не оторвать глаз

  • 1