И посмотрев «Душку» Йоса Стеллинга, я опять вспомнил эту фразу. Может в самом деле?
Сюжет, по сравнению с прошлыми работами голландца, незатейлив и прост. Есть лысеющий ловелас Боб. Так сказать, представитель пресного и загибающегося в своем снобизме и самоценности европейского мира. И ничего-то у этого Боба не выходит. Рассказ писать не выходит, убирать грязную посуду за собой не выходит, даже нормально закадрить холодную нимфетку не получается. И вся его жизнь в робких улыбках, полувзглядах и насмешках за спиной. Фигова жизнь у европейского Боба, посреди пустых улиц родного молчаливого города, вечного дождя и подступающей старости. И до кучи судьба ему посылает метафизического русского человека-собаку Душку, который много ест, много мешает и много любит Боба. Вдобавок, в Душке есть то, чего давно не имеет европейский Боб – Душка живой, ему все интересно, все вкусно и все в радость. И его навязчивость и бесцеремонность – это тоже примета живой души, которой непонятны эти прайвет зоны и вежливые фальшивые улыбки.
Я прочел с десяток рецензий, в которых каждый критик находит свое. Кто-то говорит о неприятии русского менталитета, кто-то о том, что Душка в каком-то смысле есть прототип подступающей смерти. Сам Стеллинг рассказал, что главный герой списан с навязчивого серба по имени Душко. Все это может быть. Например я увидел завистливый взгляд сноба интеллигента, заглядывающего за забор, где чавкают, матерятся и смеются во весь голос вроде как незатейливые и невоспитанные соседи. Они нелепы, уродливы и плотоядны. Но они что-то такое знают. Что-то не успели пока растерять.
Ну и конечно Маковецкий. Ну и конечно Маковецкий. Ну и конечно Маковецкий.
Community Info