Картина очень сделанная, фестивальная. Режиссер хорошо чувствует европейскую кинематографическую моду, важна, прежде всего, экзотика, фактура. Так возникает полярная метеостанция на Чукотке, такая ненужная в стране, где умерла наука. Зато оператору есть, где развернуться. В результате фильм получает божественной красоты изображение, оператор приз в Берлине, а режиссер возможность на пресс-конференции эффектно сравнить белого живого медведя с берлинским призом – медведем серебряным.
Самодовлеющая красота изображения не помогает картине обрести цельность и смысл, скорее наоборот, документально запечатленная реальность обнажает искусственность реальности игровой. При наличии интересного замысла и концепта фильм заваливается из-за драматургических проблем, неясности, мутности персонажей и мотивов из поступков, из-за стилевой неразберихи, режиссер вроде бы работает в поле артхауса, но очевидно стремится в мейнстрим, поэтому определяет картину как «полярный» триллер. Для триллера в фильме катастрофически мало напряжения, картина слишком вялая медленная. Первые полчаса экранного времени (четверть хронометража) не происходит вообще ничего. За это время все наличествующие в кинозале любители жанрового развлекательного кино уже уйдут. Мы не понимаем, кто эти герои, не понимаем, что они делают, потому что их скупые реплики – это какой-то специфический язык полярников-метеорологов.
Мейстрим жестко захватывает внимание зрителя, развлекает, но лишает его катарсиса. Подлинный артхаус, напротив, кажется тягучим, утомительным, но способен подарить это высокое эстетическое переживание. У Попогребского нет ни того, ни другого, он застревает на полпути от одного из основных направлений кино, к другому. В душе вместо катарсиса возникает какая-то досадная пустота, чувство, что тебя одурачили.
Самая большая проблема – это герои, а это главное в кино, уж простите за аксиому. Из-за своей неясности, ни тот, ни другой персонаж картины, не становится близким зрителю, не заставляет сопереживать. Центральный конфликт фильма – противостояние двух типов мировоззрения – постмодернистского городского (его олицетворяет стажер Павел в исполнении Григория Добрыгина) и более традиционного, в котором еще живут долг, ответственность и служение (в лице старшего полярника Гулыбина) – обозначается лишь на уровне концепта. Что происходит, почему стажер скрывает от опытного полярника, что у того погибла семья на большой земле, зачем опытный полярник бегает за стажером с винтовкой, зачем стажер травит полярника? Одни вопросы, ответов нет. Как и ответа на главный вопрос: пройдет ли городской «кидалт» проверку на прочность, если потребует суровая среда и обстоятельства? Драматургически рыхлое повествование оставляет зрителя самого гадать, что означает вся эта триллерообразная суета во второй части фильма . Получается, что у режиссера либо нет нравственной позиции, либо не хватает мастерства ее раскрыть, и он, так же как и его герой, лишь совершил экзотическое путешествие и написал кинематографическое сочинение на тему «Как я провел этим летом». Грамматическая ошибка становится смысловой.
картинка есть, экшн есть, правдоподобность есть, а мысли не хватает.
ни дать, ни взять - школьное сочинение.
оттого и слоган фильма - безыскусно переиначенное и видимо вымученное после долгих бесплодных попыток "Не ври. Не бойся. Не беги."
А в фильме правда все понятно и даже не затянуто.
фильм, кстати, отличный и мне - понятный
смотрел, не моргая
Дали какие-то незначительные денежки на постановку картины, за которую можно дать какую-то статуэтку или виртуальное нечто, чтоб ну хоть кому хоть что вручить, и ладно.
Я сюжет так и не поняла до конца, буду благодарна за разъяснение поведения юного "полярника"
кино
Почему его не послали на Оскар, вообще моя больная мозоль. На "Край" я еще не успел, но, как говорят всякие бестолочи, свою точку зрения имею. Большой стиль Учителя (он ведь там большой), эстетика совсоюза, пресловутый оскаровский формат - все это полная хрень. Очень хочется когда-нибудь увидеть на Оскаре нашу картину без учета нашего-же колорита. Вот просто такое европейское, качественное кино, где к эмоциям приходишь через, извините, это самое качество, а не через пафос постановки или костюмы героев. Посылала "Край" на Оскар комиссия, в которой руководил (наверняка формально) Владимир Меньшов. Уверен, что ему фильм Попогребского тоже кажется скучным, холодным, надуманным, ненашим и вообще он пост-рок не слушает и слушать не собирается. Если бы такой фильм достался любой другой стране, он бы уже катался по миру, щипал всякие призы, продался бы на экранизацию с Райаном Гослингом и Уильямом Х. Мэйси (хотя нет, рожа у того не полярная, севернее Фарго его не пустят)...(но Гослинг обязательно).
Евгений, не согласен я с вами. Ключ вы просто не подобрали. Я даже не уверен, что вы в большинстве.
Re: кино