Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Перемирие

ПеремириеФильм "Перемирие" победил на нынешнем Кинотавре.
Зная приверженность Кинотавра стандартам "нашего нового кино", смотреть фильм не очень-то хотелось. Было страшновато. И – о, радость! – страхи оказались напрасными.

То есть, может быть, так: получить радость от фильма "Перемирие" можно. Только перед этим надо просмотреть очень много нашего нового кино.
И на его фоне "Перемирие" будет шагом к добру и свету. А если его посмотреть просто так, среди случайной выборки фильмов, вряд ли он покажется таким шагом. Неопытный зритель может воспринять этот фильм даже как чернушный.

Нет! Здесь нет насмешки, ни тени, ни над зрителем, ни над фильмом. Просто это правда: определить свое отношение к этому фильм можно только в сравнении с рядом других современных взглядов на действительность. На нашу неприглядную действительность.

Фильм называется "Перемирие". Кого с кем? Да вот как раз нас: зрителей – с теми, кто делает кино. Или – жителей – со страной, в которой они живут. Мы живем. И жителей страны между собой. Это еще не дружба и не любовь. И даже не мирное сосуществование. Но – перемирие. Нет войны.
 

В фильме мало что происходит – по большому счету. То есть событий, рисующих действительность – много: и любовь, и смерть, и дружба, и философские беседы, и дорога – присутствуют.
И герой вроде бы куда-то движется: он же шофером работает, едет куда-то по маршруту. Но и в путевом-то листе у него записан какой-то несуществующий город, и едет он не прямо, никуда не сворачивая, как в известных роад-муви, а, скорее, кружит по району. Знакомые, родные места. Знакомые, родные лица. Некоторые – незнакомые. Ну, так познакомимся!

Перемирие. Иван Добронравов

Такое отсутствие пункта назначения, цели, смысла – это и есть смысл. Нашей нынешней жизни, по мысли авторов фильма. Вот этим авторам реально хочется пожать руку.
И режиссеру Светлане Проскуриной. (И сразу думаешь: ну, она же взрослая тетенька совсем, вот и чувствуется  зрелость в том, как она выстраивает фильм. Ничего вроде не происходит, а интересно наблюдать за всем.)
И сценаристу Дмитрию Соболеву. (И сразу думаешь: ну, он-то как раз молодой, так ведь он уже написал сценарий "Острова</a>" и еще для  пары-тройки не таких знаковых, но вполне смотрибельных  фильмов, что ж тут удивляться!)

И исполнителя на главную роль позвали такого же, рукопожатного: Ивана Добронравова. (В "Возвращении" Звягинцева он, даром, что был маленький, а всем запомнился!) Добронравов -  вроде бы, как обычный парень из нашего кино нулевых годов: невзрачный и вялый, с кривоватой полуулыбкой. Но это только на первый взгляд. Ничего он не вялый! Он гораздо более осмысленный. Он еще не осмыслил все до конца. Он в процессе. Ну, типа, юноша, обдумывающий житье.

Вот движение мысли этой превращает его из маргинала, невнятной тени, прямо-таки в положительного героя. Положительного – по направлению движения. По наличию движения. Прежние как будто барахтались неподвижно на одном месте. А этот – движется. И люди вокруг него – все по большей части симпатичные. Не монстры. Не зомби. Не отморозки. Люди.
И пространство вокруг него – не зона. Не Зона. И не зона отчуждения. Провинция. Ну да, дома давно без ремонта. Но жить можно. Вода есть, газ есть, макароны есть. Вон, врачиха из Москвы приехала! – больница есть. Работа есть. Друзья есть. Дядька, родная кровь – есть.
Любви нет – так будет. Зато наш мальчик уже твердо может сказать по поводу любви: вот такую нам надо, а такой – нам не надо! И магазин грабить не пойдет.

Ну, получился у Проскуриной и Соболева "Живет такой парень" нулевых годов 21 века. Не Куравлев. В огонь бросаться не за чем ему. И красавица Бэлла Ахмадулина к нему брать интервью не придет.

Перемирие. Иван Добронравов и Сергей Шнуров

Зато с красавцем Шнуром (Шнур еще и композитор фильма) они замечательно порассуждают о смысле жизни и свободы, а потом будут очень осмысленно подглядывать за голыми женщинами в бане: уж если нужно выбрать невесту, то нужно посмотреть товар лицом.

Фильм "Перемирие" как будто расколдовывает наше кинопространство. Российское. Которое за последние годы превратилось в какой-то Мордор: заколдованный лес, в котором налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – сам сгинешь, прямо пойдешь – еще хуже будет.
"Перемирие" рисует практически  то же самое узнаваемое пространство, но неуловимо – более живое и человечное. А люди – так те вполне уловимо более симпатичные, с нормальной речью, нормальными мыслями и делами.

Перемирие

Даже если они лезут на высоковольтку срезать провода. Нужно же чем-то жить? Все лучше, чем магазины грабить! Даже если они с особой жестокостью выпытывают у вора, где он спрятал награбленное: вор же, он и не прятался, когда грабил, и не отпирается теперь, что грабил. Пусть отдает.

Конечно, фильм о современной России  не мог обойтись без попа – и не обошелся. Поп проехал с нашим героем несколько километров, спел ему хорошо поставленным баритоном "Королеву красоты" и дальше пошел пешком, успев сказать фразу – ключ ко всему фильму.

Наш-то парень говорит: - А ты дальше идти не боишься? Один-то? 
А поп ему отвечает: - Не боюсь. А кого здесь бояться? Все свои.

Некого бояться здесь. Все свои. По крайней мере, сейчас. Перемирие у нас.

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments