Иван Гобзев (gobzev) wrote in drugoe_kino,
Иван Гобзев
gobzev
drugoe_kino

Начало

«Начало» Кристофера Нолана – фильм о снах и реальности. Можно ли их различить, и вообще, быть уверенным, что это твой сон, а не чей-нибудь ещё? Тема не новая, в истории культуры она встречается часто, но не стала банальностью, и возможно ещё много её интерпретаций. Сны в фильме Нолана не обычные, это конструкции, неотличимые от реальности, которые создают «архитекторы» – специалисты по дизайну сновидений. Они лишены нелогичности и странности образов, присущих снам, события в них разворачиваются с удивительно реалистичной последовательностью. Здесь можно проснуться в чужом сне, то есть сниться кому-то, но не утратить свободы действий, и при этом не знать, что это чужой сон.

 

Главный герой по имени Кобб (Леонардо Ди Каприо) занимается тем, что ворует информацию. Информация, которая его интересует, хранится в сознании людей. Чтобы добраться до неё, он усыпляет их, погружает в сон, который видит кто-то другой. Бессознательное спящих срабатывает так, что они невольно вынуждены раскрыть свои секреты. Но у Кобба появляется более интересная задача – вместо того, чтобы воровать информацию, он должен наоборот поместить её в сознание человека, причем таким образом, чтобы клиенту она казалась своей собственной. Трудность заключается в том, что идею надо привить не только в сознании, но и в подсознании, и при этом скрыть источник идеи. Кобб лучший в своей профессии и он берется за это дело. Но есть одна проблема в его собственном подсознании, с которой ему не под силу справиться. Это его покойная жена. Она стала «проекцией» его бессознательного во все сны, в которых он оказывается, в своих и чужих. Проекции ведут себя независимо и не подчиняются сознанию, на то они и бессознательные. Обычно проекции участников сновидений (например, прохожие на улицах сна) ведут себя спокойно, но только не жена Кобба. Она всегда пытается появиться не вовремя и помешать ему выполнить задание. Интересно, что она, будучи проекцией его бессознательного, считает себя вполне реальной, а его дураком, который запутался, где сон, а где явь. Вероятно, Кобб, любящий свою жену, согласился бы с ней, и остался бы с ней в мире видений, если бы не тот факт, что рано или поздно все равно придется проснуться и оказаться в реальности.

В фильме уточняется вопрос о том, существует ли человек самостоятельно в независимой реальности или всего лишь снится кому-то другому, и он, и вся эта реальность. У Нолана это вопрос о том – а не есть ли любое отдельное «Я» и его мнимое представление о реальном мире проекцией чьего-то бессознательного? Любопытно, что в таком случае эта проекция тоже должна видеть сны, в которых её проекции видят сны со своими видящими сны проекциями. В этом заключается ключевое отличие от сюжета «Матрицы» – там люди существовали в виртуальной реальности, сознательно (если допустимо такое свойство приписать искусственному интеллекту) созданных программой, и при этом была настоящая реальность, в который жили не спящие и работала программа. В «Начале» же допускается идея о том, что творец иной реальности не знает что творит, и сам может оказаться чьим-то сном.

Ощущение, что личность персонажа Ди Каприо отчасти пересекается с личностью его героя в «Острове проклятых» Скорсезе возникает за счет похожего сюжета с женой – в обоих случаях умершей и появляющейся в видениях. Но герой разный, в «Начале» у Ди Каприо появляются новые черты, разрушающие представление о стереотипности его игры. Он органично вписывается в роль, заставляя зрителей забывать о том, что перед ними тот же самый Ди Каприо, который сыграл такого-то и такого-то так-то и так-то.

В качестве недостатка фильма можно назвать перебор с экшеном – сны героев слишком уж напоминают боевики с постоянной стрельбой, беготней, погонями, драками и непобедимыми героями, что кажется несовместимым не только с реальностью, но и со сном. С другой стороны, динамика происходящего на экране не позволяет заскучать.

Ещё одним минусом может быть назван открытый финал – остается неизвестным, чем завершается история, зрителю дана загадка, на которую нет ответа. К сожалению, такой прием уже давно превратился в крайне затертый шаблон – если во времена «Бегущего по лезвию» он был свежим и необычным, то сейчас разочаровывает свой банальностью. Но, несмотря на некоторые погрешности, «Начало» – один из самых ярких фильмов за этот год, а, возможно, и за несколько последних лет.

 

Subscribe
promo drugoe_kino июль 15, 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments