Варвара Ухорская (kinouho) wrote in drugoe_kino,
Варвара Ухорская
kinouho
drugoe_kino

Categories:

Первые на Луне

Первые на Луне"Овсянки" Алексея Федорченко в главном конкурсе Венеции 2010 понравились и кто-то даже называл фильм фаворитом фестиваля. Призы были, но гран-при не случилось. А жаль...

Вспомним сегодня предыдущую работу Алексея Федорченко - "Первые на Луне".

Он снят в жанре журналистского псевдо-расследования тайной космической советской операции – первого полета человека на Луну, совершенного якобы в 1936-м году. Фильм  был показан в Венеции в 2005-м и произвел фурор – публика, похоже, не поняла, что "Первые на Луне"  искусно притворяются документом, на самом-то  деле им не являясь. Жюри конкурса документальных фильмов это искусство оценило – и Алексей Федорченко, дебютант не только Венеции, но и вообще абсолютный новичок в кино, получил приз фестиваля за лучший документальный фильм.
Тогда, в 2005-м, под впечатлением фестивальных восторгов, фильм выглядел настоящей сенсацией, трюком, аттракционом, мощно реализованной заявкой на победу.

Сейчас, несколько лет спустя, можно посмотреть фильм как кино.
И убедиться не только в изобретательности и остроумии авторов, но и в мастерстве, владении киноязыком.


Федорченко вживается в ретро-стилистику, оставаясь остраненным, в общем, создает достаточно парадоксальное впечатление именно тем, что из всего вышеизложенного так и не понятно: это комплимент эпохе или все-таки повод для драки?
После первого просмотра мы склонялись ко второму мнению: Федорченко как будто брал  яркие советские образы, стереотипы, клише, символы, утрировал их, и из этих полу-героев полу-зомби скроил такую мега-героическую вампуку, приправив для остроты еще и умело впрыснутым сомненим: а вдруг и действительно… что-то такое было…. От этих советских фанатиков всего можно ожидать… даже в прошлом…) Три-ха-ха.

При этом и тогда насмешка над великой эпохой не выглядела грубой, глупой или скандальной. Очень тонкий проход  между тотальным высмеиванием и скрытым восторгом.

Таким фильм видится сейчас. Обильные видеофрагменты из реального художественного фильма 30-х "Космический рейс" заставляют усомниться в том, что улыбка на устах Федорченко вызвана исключительно постмодернистской иронией. 

Первые на Луне. Федорченко

Как мастер кино, он не может всерьез не восхищаться этим фильмом. А как человек, снявший свой первый фильм о космосе, не может не понимать мощи хотя бы этого космического кино-проекта – это первые съемки старта гигантского космического корабля, проходов по Луне, невесомости – съемки, ставшие для кинематографистов всего мира учебным пособием и каталогом для цитирования. (Большая есть школа мысли, развивающая идею теории заговора о том, что американцы на Луну не высаживались и свои "гигантские шаги по Луне" снимали в студии, так вот, эта школы мысли утверждает, что поддельную высадку на Луну снимал Стенли Кубрик  и основой для его режиссерских решений был именно "Космический рейс" Василия Журавлева. А вся эта информация уже сильно перекликается с самим названием фильма Федорченко, да? "Первые на Луне".)

И эти лица героев.

Первые на Луне. Федорченко

И первый космонавт – нет, планетолетчик? Нет, космолетчик – так они назывались. Первый космолетчик, Иван Харламов. Хорош, как Столяров, да?

Первые на Луне. Федорченко

А Надежда Светлая? Это – замечательное воспроизводство стиля эпохи? Ну да, но каков стиль – такова и эпоха, так ведь? Вот такие люди, такие лица символизировали ту эпоху высоких достижений. А с другой стороны – вот такими методами и средствами.

И тотальная слежка. И – физическое устранение в случае неудачи. И лагерь – или психбольница. И – все равно! – самые дерзновенные в истории надежды сбылись, вперед, мечта,  (такой песней на стихи Брюсова заканчивается фильм)!

В общем, оказался первый фильм Федорченко гораздо глубже, чем просто изящная ретро-виньетка на тему потоптаться на руинах бывшего колосса. Он не отвечает на вопросы, а оставляет их – как ответы. Нельзя ответить: что же было на самом деле? Что было – то и снято. Что снято – то и было.
Было и то, в застенках и тотальной слежке. И другое – в космических дерзаниях и достижениях. И еще больше – всеобщее стремление к ним, космическим высотам. И они были рядом. И это не взаимоисключающие, а взаимообуславливающие и сосуществующие явления. Нельзя вычеркнуть одно и оставить другое. Типа, в этих размышлениях о том, что пиво с утра не только вредно, но и полезно, ничего особо нового нет.
Это называется "антиномия". И мы, русские, обычно к антиномиям относимся как-то очень трагично. Со свойственной нам вселенской печалью.

Но Федорченко в "Первых на Луне" вот эту, привычно для нас самую трагичную антиномию нашей истории – "Так что же это был за век?!" – (заламывая руки) – "Величайшие достижения или величайшие преступления?!" - (расцарапывая лицо) – "Космический прорыв или ад ГУЛАГа?" - (разрывая рубашку на груди) – он рассматривает без этого трагизма и пафоса.

Ну да, некоторую иронию избирая инструментом, который поможет не скатываться в пропасть пафоса. И получается. Не насмешка, нет.
Получается жизнь замечательных людей. Или – жизнь замечательных идей. Великих в своих достижениях, преступлениях и ошибках. Этим и определяется величие – величиной.

Первые на Луне. Федорченко
... останутся наши следы...

В общем, редко кто из современных режиссеров может заставить так долго и вдумчиво размышлять над увиденным, при чем позволив просмотреть это увиденное с неослабевающим интересом и воодушевлением. Не говоря уже о чувстве юмора.

Вот бы он победил в Венеции!

Первые на Луне: Россия - 2005

Subscribe

promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments