?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
Повелитель бури (Hurt locker)
kozhevnikov_r wrote in drugoe_kino



Кэтрин Бигелоу (США '08)
Лучший фильм по версии Оскар-10


Гражданин Войны

 

 - Добро пожаловать в роту Браво и в наш лагерь "Победа".

 - ?"Победа", я думал это "Свобода".

 - Название изменили неделю назад, по-моему, звучит лучше.

 

Название "Hurt Locker" на сленге американских саперов означает мифологический "сундук боли", в который попадают саперы, подорвавшиеся на мине, по аналогии с «сундуком Дейви Джонса» у моряков. Это написано в Википедии. Или, добавлю от себя, известный нам пример - Вальхалла у викингов. А при словосочетании «Повелитель бури», которое, конечно же, обыгрывает операцию «Буря в пустыне», сразу вырисовывается эдакий образ пентагоновского ястреба разжигателя войны. То есть, локализаторы, как это очень часто с нашими и бывает, попали мимо цели. Если Бигелоу сняла кино в первую очередь про внутренние, интимные переживания человека, ищущего место в этом мире, то наш перевод разрушает всю эту тонкость и у него получается кино-агитка про зарвавшуюся американскую военщину, в очередной раз напоминая анекдот про то, что бы мы не делали, а из всего у нас получается только оружие. Поэтому я не принимаю горе-перевод от русификаторов, потому в статье фильм буду называть "Сундук боли".

Он, кстати, в кино незримо присутствует постоянно. Например, в начале когда солдат-негр прощаясь с погибшим товарищем стоит над его пустым гробом, в окружении, кстати, и гробов прочих. Картинка предельной ясности и аллегории: вот есть мир материальный - пустой гроб, а есть мир нематериальный, в частности - "сундук боли", куда и отправилась душа умершего. И, конечно же, он печалиться не о чём-то вещественном в морге. Вальхалла, "сундук боли" или попросту Война, как некий незримый слой общечеловеческой жизни, который всегда, больше или меньше, с нами, как ощущение границы, как горизонт, который существует, независимо от того смотришь ты на него или нет.

 

"Сундук боли" - фильм простой, но не попсовый; ровный, без пиков, но не затянутый; не заумный, но ощущенческий; не шедевр, но творение, в чём-то выразившее своё время. Не обошедшийся и без ляпов, как то стрельба снайпера с засвеченной позиции, разминирование оптовым вырыванием проводов. И если какую знаменательность по случаю Оскара-10 ради шутки у него и надо разглядеть, то я разглядел в нём смену настроения. Вот каково было настроение пред этим? Балаганный "Миллионер из трущоб", главный Оскар-09, обрисовывал богатство каждому к 18 годам выбравшему модель западного образа жизни, главный претендент на Оскар-10 "Аватар" (в друиды из морпехов) пошёл ещё дальше и уже представлял отрендеренные коммунизм и всеобщее братство всем и сейчас, достаточно убежать из этого мира. Подростковая, в общем-то здоровая, нарошная асоциальность героев характерная для Кэмерона - одиночка-Рипли из "Чужих", пациент психбольницы Сара Коннор из "Терминатора", - сменилась в "Аватаре" на избалованную детскую капризность. Хочу! Хочу! Хочу! Я! Я! Я! На протяжении всего фильма Джейк Салли только и делает, что нарушает субординацию. Праздник непослушания ещё идёт, но, может, киноакадемики взяли на себя роль вперёдсмотрящих, выбрав "Сундук боли". Хотя, скорее всего, это не изменение тренда, а лишь коррекция его. Ну, да ладно, с Оскарами это всё была шутка. Зачем искать смысл там, где его подавно нет.

 

Но, меж тем, "Сундук боли" действительно отличается от "Аватара" взглядом на жизнь. Вот аватарный морпех влюбился в свою лупоглазку. А для сапёра из "Сундука боли" все чёрные на одно лицо и во второй половине фильма он не может уже распознать мальчика, с которым познакомился в первой части. Также как не может и выбрать коробку кукурузных хлопьев со стеллажа в супермаркете - для него они все одинаковы. И если и были у кого-то там воззрения по поводу того, что есть какие-то универсальные, для всех одинаковые ценности, то они оборачиваются миражом. Для прояснения моей сентенции про смену настроения кратко напомню историю с Ираком. 11 сентября 2001 взывало к решительному мщению, к тому же мир тогда во многом сочувствовал американцам, что способствовало у последних упрощённому взгляду на жизнь, и главное ощущению, что такие же взгляды разделяют и люди по всему миру. В частности, что свобода универсальное понятие. Позже, после свержения тирании Саддама выяснилось, что почему-то иракцы не оказались благодарными спасёнными, а начали партизанщину. Нет никаких универсальных ценностей, мир слишком разнообразен и не понимаем в принципе. Как говорится, что русскому хорошо, то немцу смерть. Настроение сменилось. Плевать с ней, со свободой, нам хватит и победы. Но понятно, что и её не будет. Все слова глупы, остаётся вечное: каждый должен делать своё дело и будь что будет. Вот и наш сапёр Джеймс скорее уже по инерции домучивается вопросами. Кого он спасает, если он даже не может их увидеть/различить? И что он вообще здесь, по такому случаю, делает? Несёт свободу, воюет за победу? Нет. Жизнь за пределами его работы чужда и непонятна. Диалог культур невозможен.

 

И тут появляется, нет, не смысл, но ощущение, любимая вещь в жизни. Работа! Как антивоенное кино "Сундук боли" не смотрится, потому что все отрицательные эмоции второстепенных персонажей провисают, заслоняются кайфом от работы персонажа главного. Перед нами производственное кино о том, какая это прелесть найти человеку своё дело на земле. Война вовсе не наркотик, как гласит эпиграф фильма, а полноценная жизнь для него, с радостями, огорчениями, с общением с новыми людьми или враждой, с азартом, с делом чести. Как, скажем, для героя Высоцкого из "Коротких встреч" его геология, землеизучение. Того героя, которого к тайге тянуло больше, чем к женщине. На первом плане не страдания и бессмысленность (что на самом деле хорошо отыгрывает "молодой" Элдридж, вот он то как раз не нашёл своего места на войне), а то редкое ощущение правильности, когда видишь человека занимающимся своим делом на своём месте. Хватит разглагольствовать о свободе да о дружбе народов, пора работать. Потому фильм и абсолютно провалился в прокате, его даже не показывали в кинотеатрах, а всё потому, что показывает человека на работе, взрослого человека. А кому он нафиг нужен, детям подавай наркотик под названием "пандора".

 

Кстати, как ни странно, а прошлые картины Камерона и "Сундук боли" в чём-то схожи. По сути это истории о том, как при пересечении двух миров создаётся третий. В "Терминаторе" Сара Коннор, глядя на игру сына с Т-800, говорит, что каким бы последний был хорошим отцом для сына. В "Аватаре" всё это взаимопроникновение убито на корню: один мир просто поглощает другой. В "Сундуке боли" там где сходятся Запад и Восток образуется независимое государство Война, которая, как известно из поговорки, для кого-то и мать родна. И ещё: сапёр Джеймс одинок. Но при этом, не понятно мучается ли он от этого или это ему по нраву, по характеру. По крайней мере, он замкнут от мира, он ходит по нему похожий на космонавта в своём спецкостюме. Каждый сам себе на уме, каждый человек на Луне. И центральная сцена в фильме - это как он после попойки в своей и так аскетической комнате ещё и дополнительно надевает на себя шлем, отрешаясь от мира в свой внутренний "Сундук боли".

 



promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
а почему вы посчитали, что этот фильм "другой"?

Скажем так: я посчитал что он взрослый, он проблемный, а не жанровый, что уже относит его к абсолютному меньшинству фильмов. Для одних в "другом кино" интересен творческий эксперимент, новаторство, для меня внятное, творческое, ВЗРОСЛОЕ высказывание по ВЗРОСЛОЙ же теме, а не развелкуха с гремящими и летающими картинками. Такого кино в должном качестве снимают всего несколько единиц в год. Определение другого расплывчато, надеюсь в нём найдётся место и для моего ракурса.

Хочу поправится: снимают не несколько картин, а скорее нескольк десятков. Но большинство меня не трогает, не цепляет. Например, знакомая посоветовала одно кино. Оказалось какой-то скандинавский фильм про бунт школьниц-лесбянок. Типа "нас не догонят". Кому-то оно нравится, скорее всего это достойно сделаная картина, но вот мне... ну никак. С другой стороны, рефлексия солдата в Ираке меня должна касаться точно так же как и жизнь школьниц-лесбиянок в Скандинавии. Но почему то фильм зацепил, что-то я в нём почувствовал своё.

у меня в год пяток фильмов. не больше.
считаю киноархивы ещё полны шедевров непросмотренных... =)

(Deleted comment)
Хороший вариант

А по-моему отличный перевод названия. Который обыгрывает скорее стихотворение Лермонтова(для меня лично).

А насчет фильма... Очень по-американски эгоистичный фильм. Если бы я был иракцем, я бы негодовал - по сути, пришли, из страны руины понаделали, мирное население регулярно "крошат". И к тому же сопельки пускают из-за психологических травм, которые бедненькие американские солдаты вынуждены получать.

не заумный, но ощущенческий
еще есть хорошее слово - атмосферный, рекомендую
где бы заумных фыильмов надыбать?

Концовка не обрадовала. Слишком уж прямолинейно персонаж говорит в конце фильма, что война для профессионала - это работа, хотя по фильму все это и так понятно. Указательный перст здесь все-таки был лишний.
Но как бы не ругался, действительно стоит посмотреть.

отличный фильм, и анализ тоже.

То есть, локализаторы, как это очень часто с нашими и бывает, попали мимо цели.
они помоему по-другому не умеют :)

Оскар дали из=за того что режиссер - женщина :) а фильме есть негр %)
весьма убогая картина на мой взгляд

(Deleted comment)
а чо аватару ничего не дали? пидорасы!

А мне даже близко не хочется что-то смотреть этот фильм. Вся эта кутерьма с переживаниями солдата-захватчика на чужой земле напоминает насильника, который только что "профессионально сделал свое дело" и теперь плачет горючими слезами, вот типа хотелось всех женщин до оргазма довести, а они за это в суд подают. И это учитывая тот факт, что американские зольдаты наемники. Как-то все это напоминает набивание цены. Америкосы рассчитывали, что придут со своей гамбургерной свободой в изможденный Саддамом Ирак и каждый от Северного до Южного полюса в ножки поклонится, а вместо этого пшик.

Некоторые комментарии напомнили мне золотой приговор фильму "Спасая рядового Райан" неоднократно выносимый на русских форумах:

"Фильм УГ, так как не раскрывает роль советской армии в высадке в Нормандии".
До сих пор недоумеваю, как ещё до сих пор Спилберг не выпил яду от несмываемого позора.

Кому же фильм пришёлся, могу посоветовать "Блокпост" Рогожкина. Он ещё лучше, тоньше, больнее. Считаю его лучшим из тех немногих, что "про Чечню". Хотя вы и так его скорее всего смотрели.

Про Райана - таки да, очень даже вполне себе фильм. Иногда пересматриваю.
Хрестоматийная сцена высадки в контексте последнего "Робин Гуда" становится архи-актуальной. ;-)

Нормальный фильм. Что в текущих условиях (о, времена!) равносильно Кино с большой буквы.

Вы знаете, я когда посмотрела фильм, решила агитка. И, как-то, мне показалось, все это заранее понятным, что он все равно вернется назад и будет маньячить со своими бомбами)Мне понравилась сцена с автомобилем, где он все не может найти, но не бросает, а ищет-ищет и находит. Здесь становится понятно, что человек запрограммировал себя на это и даже любит мины. не могу оценить картины, как-то все фильмы о войне в Ираке за пределами моего оценочного сознания. Даже не могу сказать плохо или хорошо, думала никак, но ваш пост что-то мне приоткрыл)

Польщён. Это редкое дело в сети, чтобы человек признавал, что ему мнение другого было небезынтересно.

а меня зацепил именно "кайф от работы"...
и не важно, что фильм о наемниках, о Америке, Иране...
человек нашел свое дело и ловит от этого кайф, ему все равно где работать, главное, что он занимается СВОИМ делом... таких фанатов своей работы мало, но они восхищают.
меня именно этим зацепило.

Посмотрел давно, ну ничего в этом фильме нет за что его можно было назвать лучшим. Американцы, ирак...может хватит... Снимать самим для себя ещё и оскара давать зза это. Да игра актеров тут на высоте, доля трагедии, в фильме впринципе просто описывается бытие одного сапера...смысла мало, времени много.























автобазар у івано-франківську

  • 1