?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Flag Next Entry
"Забавные игры" Михаэля Ханеке (1997)
shcher_ban wrote in drugoe_kino
Photobucket


"Забавные игры"- фильм, который я пытался посмотреть первый раз десять лет назад. Тогда досмотреть до конца не смог - показался чрезмерно жестоким. И, хотя, за то время пока я собирался с силами, немецкий режиссер Михаэль Ханеке уже выпустил американскую версию своего же фильма (2007), я буду писать о немецком первоисточнике, премьера которого состоялась в Каннах в 1997. Тогда организаторы делали на билетах специальные красные пометки, предупреждающие зрителей о чрезмерной жестокости зрелища (забавно, ведь в фильме вы не увидите ни одной сцены насилия!).

После сегодняшнего просмотра осталось ощущение квеста. С самого начала фильма персоножи играют в забавные игры друг с другом (первая-угадать мелодию), которые по ходу сильно усложняются. Режиссер играет со зрителем, зритель играет сам с собой. Итак, жанр – триллер. Cюжет прост: семья (муж, жена, десятилетний сын, собака) приезжает в загородный дом, чтобы хорошо провести выходные (например, поиграть в гольф с соседями). И все было бы нормально, если бы в их дом не постучался молодой человек, с просьбой отдолжить четыре яйца для соседской фрау. Получив яйца, он, пытаясь открыть дверь, случайно роняет и разбивает их. Бесконечно извиняясь за свою неуклюжесть, он просит еще четыре, ведь в коробке, рассчитанной на двенадцать яиц, осталось восемь - так что всем получится поровну. Через некоторое время он получает еще четыре, но во дворе случайно роняет их, испугавшись собаки, которая хотела с ним поиграть. Появляется приятель горе-попрошайки и уговаривает хозяйку отдать последние четыре яйца, и хоть до этого хозяйка говорила, что яйца у них в семье никто не ест, и они ей не очень то и нужны, навязчивость незваных гостей начинает ее раздражать. Со двора приходит муж, и, не разобравшись в чем дело, просит молодых людей покинуть помещение. Они сообщают, что не могут уйти без яиц. Тогда хозяин дает пощечину наглому молодому человеку - в ответ тот ломает ему коленную чашечку клюшкой для гольфа. Игра под названием «триллер» началась.

Первая жертва - собака, ведь она виновата в том, что испугала молодого человека. Дальше - больше: молодые люди предлагают семье игру-пари: через двенадцать часов вся семья будет мертвой. Забавно, правда? Сюжет фильма - это гибель четырех существ на наших глазах. За секунду до того, как обнаружат первый труп - собаку, молодой практикующий садист неожиданно развернется в камеру и подмигнет нам, как бы извиняясь за долгую экспозицию и говоря: сейчас будет то, ради чего вы сидите у экрана. С этого момента замкнутая структура фильма разрушается. Теперь не мы смотрим фильм, а фильм смотрит нас. О нас знают, с нами советуются. Cюжет переступает через экран, и действующими лицами становятся смотрящий, пульт и фильм. Ты можешь выключить его в любой момент, а можешь досмотреть до конца - условия ты знаешь. Пари заключили с нами. Не веришь? Пожалуйста - cледующим погибает ребенок. Точка невозврата пройдена. После этой смерти молодые люди уйдут на некоторое время из дома, оставив нас наедине с родителями, чтобы мы наконец-то осознали, что парни не мухлюют -играют по серьезному.

Это блестяще подготовленная и исполненная сцена, в течение которой и приходит осознание того, что здесь на самом деле происходит. Происходит потому, что тебе хочется триллера. О хеппи энде речь уже не идет, ведь единственный ребенок мертв. - Почему вы нас сразу не убьете?- вопрошают измученные жертвы. - Нельзя, еще только середина фильма, - отвечает садист в белых перчатках. Следующий на очереди - муж: - Помолись, может Бог тебя услышит, - прелагают жене молодые люди. Но молитва не спасет, да никто ее толком и не знает. Вместо этого измученная женщина, схватив ружье, застрелит одного из мучителей (ведь зрителям так хочется смерти подонка!), но это не сильно расстроит напарника: он возьмет пульт и перемотает только что увиденную нами сцену на самое начало, до того момента, как она схватила ружье - спокойно возьмет ружье со стола и убьет ее мужа. С рассветом наступит очередь жены.

Самое интересное в фильме - что агрессия убийц является ответом на агрессию жертв: собака набросилась на молодого человека - ее убили, глава семейства дал пощечину - ему сломали колено, мальчик (именно он принес ружье в историю) попытался застрелить обидчика, в результате - был застрелен сам. Ханеке отказывает зрителю в праве на "оправданное убийство”, демонстрируя, что на агрессию тебе ответят еще большей агрессией, и если ты желаешь смерти кому-то, то вполне возможно, кто-то еще сильней может захотеть твоей. Хенеке разоблачает нас как жестоких наблюдателей, забавы ради выносящих смертельные приговоры плохим персонажам, жаждущих кровавых хеппи эндов, и по человечески предупреждает: не играйте в такие игры, потому что если кто-то рядом с вами действительно захочет забавно провести выходные - не исключено, что вас больше уже никогда не увидят.

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
(Deleted comment)
Для Ханеке это работа с новой аудиторией. Структура фильма позволяет - молодые люди осваивают новый континент ) не исключено, что появится третий фильм )

Как только становится ясен ПРИЕМ, и как только этим приемом становится эпатаж ( а ничего, кроме стремления к эпатажу у Ханеке за душой, в общем, нет)- все зрелище превращается в балаган, который воздействует только на самых простодушных.
Остальным - надо ОЧЕНЬ ЗАХОТЕТЬ оскорбиться, перепугаться ( или предаться вполне бесплодному "псевдо-глубокомыслию" :-), чтобы усмотреть в подобном балагане что-нибудь, кроме балагана.
Ханеке - вообще-то субъект не без способностей, но в такого рода опусах он выступает как циничный коньюнктурщик, и не более того.

:-)

Я этот фильм не смотрел и не очень хочу смотреть. Но даже по маленьким сценам (для прикола) в "Код неизвестен", я знаю что у Ханекек талант к фильму ужаса. Не фильм ужасов, а именно фильм создающий ужас у зрителя на пустом месте. Это мастерство, как будто волшебник представляет фокус. И ты точно чувствуешь что это мАстерская ловкость рук, а не мошенство ;)

с последним абзацем несогласен. видимо, автору посчастливилось не сталкиваться с реально агрессией) показано там всё предельно достоверно с психологической точки зрения. "дружеская" провокация - удар. от ментов до гопников - все поступают так.

а "триллер" начался значительно раньше, с самого начала. смотрите внимательно)

вот-вот, она самая провокация со стороны "плохих" героев, а со стороны "хороших"- сплошная ложь(показная вежливость, шаблонность)
мне после просмотра фильма захотелость почитать комменты, полазил по куче сайтов и в итоге
единственный здравый коммент я нашёл здесь, что весьма и весьма печально((
и мне почему-то захотелось расправиться с этими всеми "критиками", повторив сценарий фильма:)

ой, очень-очень-очень..
напряжение держалось почти с первых минут....

очень хороший фильм. а американскую версию смотреть не стал.

(Deleted comment)
Согласен, что Ханеке учитывает нюансы аудитории. Меняется тональность разговора, но суть сказанного остается прежней.

Старое-доброе ультра насилие! :)

проверенное временем!

фильм мне нравится

Посмотрела его год назад, это самый страшный и ужасный фильм. Никому не рекомендую его смотреть.

это всего лишь фильм ))

не согласна, что в фильме нет насилия. насилие есть.
и кстати, очень важно для понимания всех людей - насилие, это не только когда тебя бьют по лицу, морально тоже можно еще как насильничать. и фильм как раз и об этом

это понятно. имелось в виду насилие как "мясо"

Один из лучших фильмов, которые я видел.
Но римейк ужасен :(

мне тоже ближе первоисточник

Я очень хорошо помню, как мы с мужем начали его смотреть, ждали натюрлих хоррора, а его не случилось. Но был какой-то страх гораздо глубже, и главное, что странно-гаже. Когда еще и поняли что "все умрут" (с) стало к тому же еще и противно в прямом смысле до блевотни. Нет, само по себе кино очень хорошее, яркое, талантливое. О нем по крайней мере есть повод говорить. Но смотреть такое еще раз я просто не смогу. Точнее смочь смогу, но не захочу. Есть "умная"чернуха типа Заводного,еще и с картинками очень красивыми-кубрик, Как-никак, а есть хоть и умная, но черная чернуха, беспросветная, как эта лента. Мне такое не надь :)

Смотрела американскую версию. Спасибо, что подсказали о существовании первой, немецкой.
Фильм понравился, очень хороший. Действует отрезвляюще, в отличие от тупого гламура.

(здесь мое мнение более подробно)

Может режиссер снял вторую (тем более американскую) версию фильма для большего его популяризирования? Может для того, чтобы большее число людей стало относится к жизни осмысленнее, осознаннее и серьезнее? Лишним это вряд ли когда-нибудь будет. 

  • 1