shcher_ban (shcher_ban) wrote in drugoe_kino,
shcher_ban
shcher_ban
drugoe_kino

Categories:

"Забавные игры" Михаэля Ханеке (1997)

Photobucket


"Забавные игры"- фильм, который я пытался посмотреть первый раз десять лет назад. Тогда досмотреть до конца не смог - показался чрезмерно жестоким. И, хотя, за то время пока я собирался с силами, немецкий режиссер Михаэль Ханеке уже выпустил американскую версию своего же фильма (2007), я буду писать о немецком первоисточнике, премьера которого состоялась в Каннах в 1997. Тогда организаторы делали на билетах специальные красные пометки, предупреждающие зрителей о чрезмерной жестокости зрелища (забавно, ведь в фильме вы не увидите ни одной сцены насилия!).

После сегодняшнего просмотра осталось ощущение квеста. С самого начала фильма персоножи играют в забавные игры друг с другом (первая-угадать мелодию), которые по ходу сильно усложняются. Режиссер играет со зрителем, зритель играет сам с собой. Итак, жанр – триллер. Cюжет прост: семья (муж, жена, десятилетний сын, собака) приезжает в загородный дом, чтобы хорошо провести выходные (например, поиграть в гольф с соседями). И все было бы нормально, если бы в их дом не постучался молодой человек, с просьбой отдолжить четыре яйца для соседской фрау. Получив яйца, он, пытаясь открыть дверь, случайно роняет и разбивает их. Бесконечно извиняясь за свою неуклюжесть, он просит еще четыре, ведь в коробке, рассчитанной на двенадцать яиц, осталось восемь - так что всем получится поровну. Через некоторое время он получает еще четыре, но во дворе случайно роняет их, испугавшись собаки, которая хотела с ним поиграть. Появляется приятель горе-попрошайки и уговаривает хозяйку отдать последние четыре яйца, и хоть до этого хозяйка говорила, что яйца у них в семье никто не ест, и они ей не очень то и нужны, навязчивость незваных гостей начинает ее раздражать. Со двора приходит муж, и, не разобравшись в чем дело, просит молодых людей покинуть помещение. Они сообщают, что не могут уйти без яиц. Тогда хозяин дает пощечину наглому молодому человеку - в ответ тот ломает ему коленную чашечку клюшкой для гольфа. Игра под названием «триллер» началась.

Первая жертва - собака, ведь она виновата в том, что испугала молодого человека. Дальше - больше: молодые люди предлагают семье игру-пари: через двенадцать часов вся семья будет мертвой. Забавно, правда? Сюжет фильма - это гибель четырех существ на наших глазах. За секунду до того, как обнаружат первый труп - собаку, молодой практикующий садист неожиданно развернется в камеру и подмигнет нам, как бы извиняясь за долгую экспозицию и говоря: сейчас будет то, ради чего вы сидите у экрана. С этого момента замкнутая структура фильма разрушается. Теперь не мы смотрим фильм, а фильм смотрит нас. О нас знают, с нами советуются. Cюжет переступает через экран, и действующими лицами становятся смотрящий, пульт и фильм. Ты можешь выключить его в любой момент, а можешь досмотреть до конца - условия ты знаешь. Пари заключили с нами. Не веришь? Пожалуйста - cледующим погибает ребенок. Точка невозврата пройдена. После этой смерти молодые люди уйдут на некоторое время из дома, оставив нас наедине с родителями, чтобы мы наконец-то осознали, что парни не мухлюют -играют по серьезному.

Это блестяще подготовленная и исполненная сцена, в течение которой и приходит осознание того, что здесь на самом деле происходит. Происходит потому, что тебе хочется триллера. О хеппи энде речь уже не идет, ведь единственный ребенок мертв. - Почему вы нас сразу не убьете?- вопрошают измученные жертвы. - Нельзя, еще только середина фильма, - отвечает садист в белых перчатках. Следующий на очереди - муж: - Помолись, может Бог тебя услышит, - прелагают жене молодые люди. Но молитва не спасет, да никто ее толком и не знает. Вместо этого измученная женщина, схватив ружье, застрелит одного из мучителей (ведь зрителям так хочется смерти подонка!), но это не сильно расстроит напарника: он возьмет пульт и перемотает только что увиденную нами сцену на самое начало, до того момента, как она схватила ружье - спокойно возьмет ружье со стола и убьет ее мужа. С рассветом наступит очередь жены.

Самое интересное в фильме - что агрессия убийц является ответом на агрессию жертв: собака набросилась на молодого человека - ее убили, глава семейства дал пощечину - ему сломали колено, мальчик (именно он принес ружье в историю) попытался застрелить обидчика, в результате - был застрелен сам. Ханеке отказывает зрителю в праве на "оправданное убийство”, демонстрируя, что на агрессию тебе ответят еще большей агрессией, и если ты желаешь смерти кому-то, то вполне возможно, кто-то еще сильней может захотеть твоей. Хенеке разоблачает нас как жестоких наблюдателей, забавы ради выносящих смертельные приговоры плохим персонажам, жаждущих кровавых хеппи эндов, и по человечески предупреждает: не играйте в такие игры, потому что если кто-то рядом с вами действительно захочет забавно провести выходные - не исключено, что вас больше уже никогда не увидят.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 2019 16:23 1
Buy for 100 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments