hhhhhhhhl (hhhhhhhhl) wrote in drugoe_kino,
hhhhhhhhl
hhhhhhhhl
drugoe_kino

Categories:

«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» реж. Том Стоппард 1990 г.

В фильме актеры разыгрывают странную и вместе с тем наполненную удивительным юмором, поставленную, кстати, по всем законам театра, пьесу, в которой главные герои Шекспировского "Гамлета" становятся второстепенными, второстепенные главными, сюжетные линии Шекспира отходят на второй план, а события, о которых Шекспир и не упоминал составляют основу фильма.




Том Стоппард написал эту пьесу в 1966 году, затем она была замечена критиками на Эдинбургском фестивале. Ее постановка в Национальном театре в следующем году стала событием сезона в Лондоне и навсегда утвердила за автором-дебютантом репутацию одного из ведущих драматургов мира. А в 1990 г. он снял по ней фильм, как режиссер. Причём насколько неожиданный, настолько интересный, художественный, не в том смысле, что художественный фильм, а не документальный, а в том, что это  - искусство – искусство кино. И главный приз Веницианского кинофестиваля получил заслуженно.

Розенкранца и Гильденстерна играют Тим Рот и Гэри Олдмэн, молодые тогда. Что удивительно за весь фильм так и не поняла, кто из них кто, пока титры не пошли. Но затея Стопарда в том, что они сами этого не знают, не помнят. То есть фильм прямо начинается с этого: едут по поручению, точно не знают куда, по какому и выясняют кто из них кто. Оказываются во дворце, где их ждёт король.
Вот самое интересное начинается здесь, как перед зрителем проходит «Гамлет». К Розенкранцу и Гильденстерну выпадают герои пьесы Шекспира, то толпой, то по одному: сам Гамлет, Король, Офелия. История развивается, где-то там, мы не видим её целиком, но всё, понятно, ведь, сюжетная канва Шекспировского «Гамлета» известна.
Всё вращается вокруг этих двоих.
Сюжет развивается линейно, но тут пьеса в пьесе и опять пьеса; внутрь, как матрёшки упакованы. Герои появляются в кадре, как, собственно, персонажи известно какой пьесы. По дороге встречают труппу бродячих артистов, которые берутся показать им представление, сделав их из зрителей участниками. И те включаются в эту игру, то есть попадают в пьесу повторно. Сюжет «Гамлета» ещё три раза разыгрывает эта же труппа во дворце, куда артисты прибыли, чтобы развеять печаль Принца Гамлета своим искусством. Причём, все эти три постановки исполняются в духе классического бродячего театра, простым языком, но стилистически различно и один из вариантов – кукольный. Темп изложения поражает: кратко, быстро, ясно. В итоге получается «Гамлет Гамлетович» сплошной.

Розенкранц и Гильденстерн полностью придуманы автором такими, какими предстают перед зрителем. Диалоги неожиданные. Собственно весь фильм – это диалоги. Они важны, они должны быть интересны. Они такие и есть. Пишут в рецензиях, что это два философа. Не соглашусь. Их диалоги не наполнены сплошь философскими рассуждениями. Да, это есть. Но в целом это - очень сложная забористая смесь. В их речах присутствует некая ученость, именно знание законов. Они не излагают их суть, они ими оперируют. В первом разговоре у костра на привале уже речь идет о теории вероятности и теории средних чисел. В их диалогах ещё много игры, языка, как набора лексических понятий. Чего стоит состязание: Вопрос-ответ, которое Розенкранц и Гильденстерн затевают между собой на счёт, излагая по ходу правила, вроде, как для зрителя, а потом ведут эту игру на протяжении фильма; то, проецируя её на диалоги других персонажей и начисляя при им этом каждому очки, то выкладывают нам беседу с Гамлетом, как разбор поединка. Порой кажется, что их речь выпадает из контекста времени, то есть контекста главной пьесы, но на самом деле удерживается, так искусно выписанная Стоппардом. Вот тут он - виртуоз.

И юмор назван, то английским, то чёрным, в разных рецензиях - штампы какие то. Не так. Он особенный, это точно. Здесь шутка не в реплике и ответе. Она движется из реплики в реплику, в следующую и даже порой до смены сцены, где продолжение. Такая «длинная шутка», растянутая во времени, возможно даже прерванная, но с возвратом. Ведь, ещё и герой Гэри Олдмэна - задумчивый, неспешный, наблюдательный  и примечающий всякое в простых вещах, обыденных. Герой Тима Рота резче. Их темповая нестыковка держится весь фильм, и впечатление усиливают ловко включённые в действие законы физики, которые герой Гэри Олдмэна замечает в окружающей реальности, вроде бы открывает.  Это не очень удивляет, ведь физика наука естественная. Проявления этих законов множество вокруг нас, мы не придаём значения скорее, чем не понимаем их сути. Ньютоновское яблоко или закон Архимеда.

И директор труппы – яркий персонаж. Он, вроде, как больше всех знает, по основному сюжету. И всё время подсказывает: «Вы называете это концом? Когда все живы и здоровы?»
Его высказывания о театре и актёрстве  хочется цитировать:
«Ну, одни считают, что мы для вас, другие, что вы для нас. Это две стороны одной монеты. Или одна сторона - двух, поскольку нас тут так много. Не аплодируйте слишком громко - этот мир слишком стар».
«Играем на языке, неясность которого скрывает недостатки стиля».
«Нам дано много разных талантов, и главный из них талант к умиранию. Мы можем умирать: героически, комически, иронически, скорбно, неожиданно, медленно, отвратительно, очаровательно, а также с грохотом».

И этот персонаж – великолепен, как второстепенные, ставшие главными, как великолепен сам фильм, идей и воплощением.






«Я не считаю, что «Розенкранц и Гильденстерн…» — это театр абсурда. В ней есть логика, рассказ идет последовательно, по прямой линии. Это скорее философская комедия». Том Стоппард.

Том Стоппард, работы.
Его новые пьесы выходят примерно раз в два-три года, среди них такие, как «Прыгуны» (1972), «Травести»(1973), «Аркадия»(1993), «Изобретение любви»(1997). Том участвовал в написании сценариев фильмов «Бразилия», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Влюбленный Шекспир» (Оскар, 1999), «Энигма», а также сам поставил фильм «Розенкранц и Гилденстерн мертвы» (Золотой лев, Венеция, 1990).

Здесь легко узнать «Влюблённого Шекспира» (опять Шекспир).
Но для меня – «Бразилия».
Я знала и любила его давно, как и ««Розенкранца и Гильденстерна…» не подозревая, что их связывает один автор, автор сценария. Но «Бразилия» - слишком другой, чтобы позволить себе написать здесь о нём хотя бы одно распространённое предложение.

Здесь информация о фильме «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/6728/

Здесь его можно скачать, хорошая озвучка для канала Культура: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2332697
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 98 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →