?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«Розенкранц и Гильденстерн мертвы» реж. Том Стоппард 1990 г.
яя
hhhhhhhhl wrote in drugoe_kino
В фильме актеры разыгрывают странную и вместе с тем наполненную удивительным юмором, поставленную, кстати, по всем законам театра, пьесу, в которой главные герои Шекспировского "Гамлета" становятся второстепенными, второстепенные главными, сюжетные линии Шекспира отходят на второй план, а события, о которых Шекспир и не упоминал составляют основу фильма.




Том Стоппард написал эту пьесу в 1966 году, затем она была замечена критиками на Эдинбургском фестивале. Ее постановка в Национальном театре в следующем году стала событием сезона в Лондоне и навсегда утвердила за автором-дебютантом репутацию одного из ведущих драматургов мира. А в 1990 г. он снял по ней фильм, как режиссер. Причём насколько неожиданный, настолько интересный, художественный, не в том смысле, что художественный фильм, а не документальный, а в том, что это  - искусство – искусство кино. И главный приз Веницианского кинофестиваля получил заслуженно.

Розенкранца и Гильденстерна играют Тим Рот и Гэри Олдмэн, молодые тогда. Что удивительно за весь фильм так и не поняла, кто из них кто, пока титры не пошли. Но затея Стопарда в том, что они сами этого не знают, не помнят. То есть фильм прямо начинается с этого: едут по поручению, точно не знают куда, по какому и выясняют кто из них кто. Оказываются во дворце, где их ждёт король.
Вот самое интересное начинается здесь, как перед зрителем проходит «Гамлет». К Розенкранцу и Гильденстерну выпадают герои пьесы Шекспира, то толпой, то по одному: сам Гамлет, Король, Офелия. История развивается, где-то там, мы не видим её целиком, но всё, понятно, ведь, сюжетная канва Шекспировского «Гамлета» известна.
Всё вращается вокруг этих двоих.
Сюжет развивается линейно, но тут пьеса в пьесе и опять пьеса; внутрь, как матрёшки упакованы. Герои появляются в кадре, как, собственно, персонажи известно какой пьесы. По дороге встречают труппу бродячих артистов, которые берутся показать им представление, сделав их из зрителей участниками. И те включаются в эту игру, то есть попадают в пьесу повторно. Сюжет «Гамлета» ещё три раза разыгрывает эта же труппа во дворце, куда артисты прибыли, чтобы развеять печаль Принца Гамлета своим искусством. Причём, все эти три постановки исполняются в духе классического бродячего театра, простым языком, но стилистически различно и один из вариантов – кукольный. Темп изложения поражает: кратко, быстро, ясно. В итоге получается «Гамлет Гамлетович» сплошной.

Розенкранц и Гильденстерн полностью придуманы автором такими, какими предстают перед зрителем. Диалоги неожиданные. Собственно весь фильм – это диалоги. Они важны, они должны быть интересны. Они такие и есть. Пишут в рецензиях, что это два философа. Не соглашусь. Их диалоги не наполнены сплошь философскими рассуждениями. Да, это есть. Но в целом это - очень сложная забористая смесь. В их речах присутствует некая ученость, именно знание законов. Они не излагают их суть, они ими оперируют. В первом разговоре у костра на привале уже речь идет о теории вероятности и теории средних чисел. В их диалогах ещё много игры, языка, как набора лексических понятий. Чего стоит состязание: Вопрос-ответ, которое Розенкранц и Гильденстерн затевают между собой на счёт, излагая по ходу правила, вроде, как для зрителя, а потом ведут эту игру на протяжении фильма; то, проецируя её на диалоги других персонажей и начисляя при им этом каждому очки, то выкладывают нам беседу с Гамлетом, как разбор поединка. Порой кажется, что их речь выпадает из контекста времени, то есть контекста главной пьесы, но на самом деле удерживается, так искусно выписанная Стоппардом. Вот тут он - виртуоз.

И юмор назван, то английским, то чёрным, в разных рецензиях - штампы какие то. Не так. Он особенный, это точно. Здесь шутка не в реплике и ответе. Она движется из реплики в реплику, в следующую и даже порой до смены сцены, где продолжение. Такая «длинная шутка», растянутая во времени, возможно даже прерванная, но с возвратом. Ведь, ещё и герой Гэри Олдмэна - задумчивый, неспешный, наблюдательный  и примечающий всякое в простых вещах, обыденных. Герой Тима Рота резче. Их темповая нестыковка держится весь фильм, и впечатление усиливают ловко включённые в действие законы физики, которые герой Гэри Олдмэна замечает в окружающей реальности, вроде бы открывает.  Это не очень удивляет, ведь физика наука естественная. Проявления этих законов множество вокруг нас, мы не придаём значения скорее, чем не понимаем их сути. Ньютоновское яблоко или закон Архимеда.

И директор труппы – яркий персонаж. Он, вроде, как больше всех знает, по основному сюжету. И всё время подсказывает: «Вы называете это концом? Когда все живы и здоровы?»
Его высказывания о театре и актёрстве  хочется цитировать:
«Ну, одни считают, что мы для вас, другие, что вы для нас. Это две стороны одной монеты. Или одна сторона - двух, поскольку нас тут так много. Не аплодируйте слишком громко - этот мир слишком стар».
«Играем на языке, неясность которого скрывает недостатки стиля».
«Нам дано много разных талантов, и главный из них талант к умиранию. Мы можем умирать: героически, комически, иронически, скорбно, неожиданно, медленно, отвратительно, очаровательно, а также с грохотом».

И этот персонаж – великолепен, как второстепенные, ставшие главными, как великолепен сам фильм, идей и воплощением.






«Я не считаю, что «Розенкранц и Гильденстерн…» — это театр абсурда. В ней есть логика, рассказ идет последовательно, по прямой линии. Это скорее философская комедия». Том Стоппард.

Том Стоппард, работы.
Его новые пьесы выходят примерно раз в два-три года, среди них такие, как «Прыгуны» (1972), «Травести»(1973), «Аркадия»(1993), «Изобретение любви»(1997). Том участвовал в написании сценариев фильмов «Бразилия», «Индиана Джонс и последний крестовый поход», «Влюбленный Шекспир» (Оскар, 1999), «Энигма», а также сам поставил фильм «Розенкранц и Гилденстерн мертвы» (Золотой лев, Венеция, 1990).

Здесь легко узнать «Влюблённого Шекспира» (опять Шекспир).
Но для меня – «Бразилия».
Я знала и любила его давно, как и ««Розенкранца и Гильденстерна…» не подозревая, что их связывает один автор, автор сценария. Но «Бразилия» - слишком другой, чтобы позволить себе написать здесь о нём хотя бы одно распространённое предложение.

Здесь информация о фильме «Розенкранц и Гильденстерн мертвы»: http://www.kinopoisk.ru/level/1/film/6728/

Здесь его можно скачать, хорошая озвучка для канала Культура: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2332697

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

Фильм из моей коллекции. Кому он не нравится - вон из моих друзей :)

Кстати, да. Для меня это тест. Даю диск новым знакомым - не понравилось, значит к дружбе не пригоден скорее всего.

(no subject) (Anonymous) Expand
fmd1976, prozhony,
я так жёстко не могу, но, когда совпадает мнение об этом именно фильме, очень радостно.

Очень люблю этот фильм, самый самый. Правда пьесса, должен заметить, ещё более глубока, чем фильм :)

согласна насчет пьесы - полный восторг!

большое человеческое спасибо Вам за качественную рецензию. фильм потрясающий, смотрится на одном дыхании и с напряжением всех органов чувств (чтобы не пропустить ни слова, ни взгляда). талантливая работа талантливых людей.

Спасибо за Ваш отклик. Фильм смотрела первый раз очень очень давно, кстати по ТВ. Запомнился сразу. Хорошо, что сейчас можно всё найти, скачать и иметь.

отличная рецензия! Очень люблю этот фильм, всё жду, когда его нормально на dvd у нас выпустят, видимо, не дождусь.

Спасибо, что отметили мой текст. Рецензию написала давненько. Держала у себя в ЖЖ, сомневалась, стоит ли отправлять в сообщество. Но решилась. Рада каждому положительному отклику на этот удивительный фильм.
В статье есть ссылка на скачивание с рутрекера, я оттуда брала, когда пересматривала перед написанием.

Edited at 2010-09-10 05:59 am (UTC)

(Deleted comment)
Стоппард - одна из самых переоцененных фигур.
Неплохую, в общем, идею сюжета, "параллельного" шекспировскому Гамлету, он совершенно загубил.

Кстати, его сценарий "Бразилии" был настолько плох, что после него пришлось все переписывать...
:)
#-)

Про "Бразилию" не знала. У меня есть статья на этот фильм, давно любимый. Но факт, что Вы упомянули про сценарий нигде мне не встречался, хотя я давольно много пересмотрела материалов по нему.

Про "Р. и Г." мнения существуют различные от полного восторга, до абсолютного неприятия с массой промежуточных оттенков.

Очень странный и столько же мощный фильм.

Странный и мощный, точно Вы подобрали определения. Спасибо.

спасибо за рецензию. я увидел этот фильм лет в 17 по телеку случайно (в начале 90-х по телеку можно было увидеть что угодно) и меня фильм просто потряс - я ничего подобного не видел до этого и понял, что есть еще какое-то совершенно другое кино, кроме того, что было тогда широко распространено на видео

Вот. Видимо, в начале 90-х я не только я сидела у телика перед этим фильмом, потрясаясь. Одно из впечатлений это - абсолютное несовпадение с хлынувшим тогда потоком на VHS, помимо всех прочих достоинств фильма. Такой внешний фактор.

В свое время пьесу перевел Бродский. Не знаете, озвучка "культуры" по его переводу?

Не могу ответить, к сожалению, попробую узнать. Отпишусь обязательно.

Мой любимый фильм. Одна из любимых пьес. Спасибо )

Спасибо Вам, что поддержали мнение о прекрасном фильме. Приятно.

Бесподобный фильм по бесподобной пьесе!)

Спасибо за мнение, что поддержали.

Если бы Стоппард ещё хоть что-то понимал в том, о чём так «высокоумно» пыжился писать диалоги…
Гуманитарий, возможно, и будет пи́саться от пьесы, но хоть сколько-нибудь образованный человек или будет мучиться, сдерживая рвотные рефлексы, или выключит через полчаса максимум этот треш с закосом на заумь.

Вы считаете, что гуманитариев должно тошнить от исторических фильмов? )

Фильм скорее забавный, но сцена с бросанием монетки потрясающая. "Это подтверждает общее правило - каждый раз выпадает либо герб, либо решка, причём в каждом отдельном случае нас это не удивляет. Семьдесят пять, семьдесят шесть..."

Да, сцена с монеткой великолепная и, мне кажется, как вводная такая для всего последующего.

Обажаю и фильм, и обоих актеров :). Правда, с ролями им не всегда везет...

Всегда везти не может, но фильмография всё же богатая у обоих.

фильм то занятный, но рецензию писать и ошибочно называть бедняжку Офелию "А"фелией, это еще занятней...