Гарвей (a_garvey) wrote in drugoe_kino,
Гарвей
a_garvey
drugoe_kino

Categories:

"Жить". Акира Куросава, 1952г.

Фильм на чайте IMDB: Ikiru

Неожиданный для меня фильм. Действие происходит не в средневековье, а в "современной" Японии - в середине 20-го века. И формально в центре сюжета не философские проблемы, а японская бюрократия. Именно формально, ибо фактически задевается вопрос, с которым может столкнуться любой: что мы сделали в жизни, что останется после нас? Главный герой фильма - Канджи Ватанабе, мелкий начальник в мэрии, который тридцать лет проработал в одном отделе, ничего, фактически не сделав, только поддерживая видимость занятости. А потом узнал, что жить ему осталось от силы несколько месяцев: у него обнаружили рак желудка. Сначала он впал в почти кататоническое состояние, бросил работу, потом случайный знакомый под впечатлением от его истории устроил ему ночь развлечений, в конце которой Канджи снова вспомнил - жизнь (и особенно - его жизнь) коротка. Встреча с пришедшей к нему за подписью на заявление об увольнении сотрудницей встряхнуло его, она была единственной в отделе "живой", и не выдержала рутинной бюрократической атмосферы. Канджи потянулся к ней, пытался проводить рядом с ней как можно больше времени, приглашал в кино и рестораны. Через какое-то время это ей надоело, и она спросила Ватанабе, зачем она ему нужна. И только высказав ей, что он хочет сам себя почувствовать живым, он понял, что он может для этого сделать. Он вернулся на работу и взялся за дело, которое до этого отфутболивал в другие отделы: создание парка в жилом районе, где канализация попала в пожарный пруд. Пять месяцев - до его смерти - ушли на то, чтобы пробиться через все бюрократические препоны и добиться, чтобы каждый чиновник на пути, включая мэра города, дал согласие на строительство. Он умер на следующую ночь после открытия парка, на качелях, напевая песню о том, что жезнь коротка.
Самая сильная сцена в фильме - поминки, на которых присутствовали его родственники (сын и брат с женами), сотрудники, коллеги и мэр. Сначала мэр перед журналистами объяснял, что главная заслуга в открытии парка принадлежит не Ватанабе, а соответствующим отделам мэрии и ему лично. Потом на поминки пришли жительницы района, с обращения которых и началась история с парком, и на глазах которых Канджи делал все, что мог для появления парка. После того, как они со слезами на глазах поклонились портрету Ватанабе, начальники долго на задержались на поминках - очень уж нелепо их демагогия смотрелась после искренних чувств плакальщиц. А в отсутствие начальства простые чиновники развернули целую дискуссию - кому же действительно принадлежит заслуга, и почему покойный так отчаянно боролся за создание парка, и почему он вообще в одночасье так изменился. Они по отдельным воспоминаниям восстановили его роль и поняли, что покойный знал о своем заболевании. Это больше всего удивило его сына: почему отец не сказал ему? А пять месцев назад он сам устроил скандал, решив, что отец тратит свои сбережения на молодую любовницу.
"Дискуссия" на поминках шла под сакэ, так, что через какое-то время пьяные чиновники плакали и клялись отдать жизнь на благо людей. Забегая вперед - угадайте, надолго ли хватило их энтузиазма?
А в конце поминок полицейский принес шляпу Ватанабе, найденную в парке, и рассказал, что накануне он видел его в парке - одинокого и счастливого.

С первых кадров фильма у меня возникли - я уже говорил, что фильм стал для меня неожиданностью - ассоциации с советским кино. Голос за кадром, обличение бюрократии, небогатая жизнь послевоенной Японии... Потом вспомнился "Умберто Д." Витторио де Сика - тоже история пожилого человека, оказавшегося перед лицом смерти, но у Умберто Д. сам пытался умереть из-за унизительной нищеты, с которой не мог справиться, а герой Куросавы хотел жить - во всех смыслах слова. Еще дальше возникло сильное ощущение сходства Канджи Ватанабе с гоголевским Акакием Акакиевичем: та же фигурка маленького человека под гнетом проблем (а пальто Ватанабе вызывает в памяти шинель Бащмачкина, но и здесь - серьезное расхождение: герой Куросавы ходил сгорбившись, но при этом не сломался внутри. И, наконец, последняя возникшая у меня ассоциация - с "Бразилией". Атмосфера бумажной конторы в фильме кажется геперболизированной: кипы бумаг, загромождающих все проходы, перепинывание посетителей от одного чиновника к другому - я не помню ничего сравнимого кроме как в фантасмогории Терри Гиллиама.
Роль Канджи Ватанабе великолепно сыграл Такаси Симура, известный по роли самурая Симады в "Семи самураях". Всеми приемами он подчеркивал, что его герой - маленький человек - согбенный, с едва слышным сиплым голосом и нерешительным, просящим выражением лица (именно отсюда - ассоциация с Башмачкиным). И вот так - почти не разгибаясь и не поднимая голоса - он боролся за свое детище - парк. Лишь однажды он поднял лицо - когда нацелившиеся на нужный под парк участок бизнесмены пригрозили ему: защищая парк, "ты рискуешь жизнью". Перед его улыбкой в ответ на угрозу не устояли и они.

Подводя итоги: "Икиру" мне понравился больше других фильмов Куросавы, кроме "Семи самураев". Если вы его еще не видели - рекомендую посмотреть.
Subscribe
promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments