?

Log in

No account? Create an account

ДРУГОЕ КИНО

Смотрим. Пишем. Обсуждаем.


Previous Entry Share Next Entry
«Социализм» / Film socialisme (Жан-Люк Годар, 2010)
d_desyateryk wrote in drugoe_kino
НАША МУЗЫКА

48.33 КБ

«Социализм» ждали долго. Годар, совершивший настоящую революцию в кино еще в 1960-х, последние годы снимал крайне редко и понемногу. Уже сама новость о том, что он выпустил наконец-то полнометражную картину, стала почти сенсацией.

Жанр фильма самим автором обозначен как «симфония в трех актах», что соответствует действительности. «Социализм» — произведение столь же масштабное, сколь и многоплановое, со своими крещендо и тутти, с группами тем-«инструментов», вступающими каждая в свой черед, с партиями сольными и оркестровыми.

Большинство кадров не поддаются прямолинейному истолкованию, но каждый из них настолько совершенен визуально, что расшифровка и не требуется. Достаточно лишь внимательно смотреть.

Неудача постигнет тех, кто попытается дифференцировать сверхплотный поток текста, проговариваемого или писаного в титрах, и изображение. Текст для Годара — это обширный смысловой план высказываний, оркестрованный с размахом и талантом, опять-таки подобающим симфонии. Впрочем, каждый зритель наверняка найдет здесь созвучную себе фразу. Для меня это призыв «не рассказывать о невидимых вещах, но показывать их». Ибо напрасно было бы искать прямую связь в параллельном монтаже столь разных вещей, как, например, лик со старинного холста и замедленный показ футбольного эпизода. Образ возникает не по отдельности в этих «картинках» и даже не в их сочетании, а на стыке, в незримом шве между ними, в ритме их взаимосочетания.

Годар дробит и разрушает привычное тело фильма, устраивает толчею дискурсов, оптический шторм завораживающей силы. Соединение кадров совершенно разного качества, замедление и ускорение изображения, намеренные обрывы звука, акустические и визуальные диссонансы, звучание доброго десятка разных языков, масса персонажей, почти полное исчезновение линеарного сюжета — но при этом режиссер сохраняет драматургическую целостность своей симфонии. В «Социализме» есть сразу несколько четко прочитываемых историй, и самая главная из них — это история Европы. Годар ведет показанный в первой части корабль по наиболее значимым, болевым точкам на мифологической карте Старого Света: Египет, Палестина, Одесса (расстрел на Потемкинской лестнице из шедевра Эйзенштейна обретает совершенно новое качество), Греция (где «демократия и трагедия вступили в брак» и «у них был один ребенок — гражданская война»), Неаполь (кадры из фильма про антифашистское восстание 1943 года), Барселона (последний оплот Республики во время гражданской войны).

По сути, у Годара получился фильм о нашей цивилизации как таковой — беспредельной силы авторское высказывание, заставляющие без всякого пафоса, на глубинном уровне задуматься о том, кто мы такие и куда идем. Вслушаться в ту музыку, которая давно уже звучит громовым предупреждением.

Дмитрий Десятерик

promo drugoe_kino july 15, 16:23 1
Buy for 10 tokens
Начинание прошлого года не оказалось единичной акцией, и вновь московское лето украшает отличный Кинофестиваль на Стрелке с ОККО. Старт уже в эту пятницу, 19 июля. Последний сеанс в воскресенье, 28 июля. Каждый вечер в летнем кинотеатре на Стреке будем смотреть один, а где и несколько фильмов.…

  • 1
еще бы ссылку ;)

Да.Так вкусно расписал а ссылочки нет)

а где смотрели? в прокате с 21 октября. я смотрел на московском международном. был один показ (что удивило), но зал был переполнен!

Тоже на ММКФ, но переполоненностью зала отнюдь не был удивлен. Ведь Годар - и это уникальный случай действительно - явление постоянно актуальное. Он в определенном смысле и есть кино как таковое, он - живая легенда и т. д.
А в прокате это где - в Москве?

И кстати - показов таки 2 было, потом еще был в Художественном для прессы.

скорее всего да, может еще в Питере или в крупных городах. для любителей, денег много не принесет =(
http://www.afisha.ru/movie/200921/?from_site=asearch
значится на одном киносеансе были... =)

Слюньки текут, а посмотреть негде :(

На мой взгляд, фильм явился попыткой автора интуитивно отрефлексировать изменение дискурса европейской цивилизации через визуальное проговаривание (старческое бормотание). Фильм очень уж шестидесятнический. Для того времени, когда на улицах Парижа пожары жгли студенты Сорбонны, а не всякая черножопое отребье и мразь из грязных закоулков мира.

  • 1